За океаном Дональд Трамп, не успев вступить в должность, отменяет различные субсидии на покупку электромобилей, а с ними — курс на электрификацию парка. А в России ничего отменять не нужно — у нас можно просто подкрутить гайки. Так, с 1 января в 20 (!) раз повышен утильсбор на ввозимые в страну электромобили. Теперь к стоимости новой «электрички» можно смело прибавлять 667 400 ₽.
Справедливости ради, до этого много лет утильсбор на ввозимые «электрички» не индексировался — как раз в рамках стимулирования спроса на них. В этом плане, получается, администрация Трампа и российские регуляторы идут в одном направлении, но разными путями.
Но пока — фиксируем: за минувший год продажи электромобилей выросли более чем на четверть: +26,4% к 2023-му. Хотя на общем фоне (1 571 272 шт.) тиражи электромобилей все равно выглядят неубедительно: 17 805 шт. в абсолютных значениях, то есть их доля — чуть больше одного процента от всех новых легковушек в стране.
![]() Фото: Анастасия Кеда, 66.RU |
---|
Интересно, что в марочном зачете лидирует бренд, который официально в нашей стране не представлен. Это китайский Zeekr, премиальная и электрическая «дочка» Geely. Суммарно Zeekr за год продал 7623 шт. — это 42,81% от всего объема новых «электричек». Если смотреть рейтинг помодельно, то Zeekr — это 3 из 5 самых продаваемых электромобилей РФ.
![]() Фото: Анастасия Кеда, 66.RU |
---|
Zeekr 001, 6,7 — 17 млн ₽
Возглавляет модельный рейтинг весьма странный автомобиль — помесь всего со всем: с каких-то ракурсов оно купе, с каких-то — огромный тяжеловесный универсал. Что ближе к истине: машина без малого пять метров в длину. За счет таких габаритов в нее удалось упаковать внушительную батарейку с таким же внушительным запасом хода — 700+ км в топ-версии.
Как и положено «электричке», она очень быстрая. Даже базовая версия делает 0–100 за нестыдные 6,3 сек., в исполнении с двумя моторами и полным приводом — минус 3 сек. разом, а в шайтан-исполнении FR с 1265 л. с. под кузовом — 2,02 сек. Ни одна Carrera от Porsche не умеет ничего подобного.
Moskvich 3e, 3,95 млн ₽
Весь 2023-й электрический «Москвич» провел на эмоциональных качелях: пресса хоронила его, пресс-служба завода воскрешала и настаивала на долгой конвейерной жизни модели. Правы оказались вторые: сборка «Москвича 3е» продолжается, а сам он залетел на второе место в рейтинге самых продаваемых EV в РФ.
Правда, победа та — пиррова: отставание от не представленного официально и кратно более дорогого Zeekr 001 — в 2,79 раза.
Zeekr X, 4,0 — 4,9 млн ₽
Совсем с небольшим отставанием от «Москвича» локальной сборки идет очень похожий на него очередной Zeekr. Только этот уже ближе к привычным автомобилям: он никакая не помесь, он кроссовер.
Моторов, по традиции, один или пара, от 272 до 428 л. с. Автономность — пожиже, чем у 001, но неплоха по меркам класса: от 420 до 560 км. Динамика внушает даже больше: 0–100 за 3,7 — 5,8 сек.! И по совокупности динамики, автономности и вполне гуманного (с оглядкой на эпоху) ценника получается уверенное III место в рейтинге продаж.
Evolute i-Pro, 2,85 млн ₽
А вот тут, конечно, сложно найти хоть какую-нибудь гойду. Тут откровенный провал, беда и позорище. Производство «российских электромобилей» с помпой открывали в Липецке в 2022-м с планами за 11 лет произвести и продать 242 000 автомобилей. То есть по 22 000 шт/год.
В 2023-м продали 2029 шт. В 2024-м — 1586 шт. (из них почти половина, 781 шт., — седанчик i-Pro) Отставание от плана — в 13,87 раза. Если Evolute не поменяет что-то (всё) в стратегии и тактике, то 2025-й может стать началом его конца.
Zeekr 009, 10,8 — 19,5 млн ₽
Замыкает топ-5 самых продаваемых электромобилей в России снова Zeekr, только теперь гигантский бизнес-шаттл с моторами 340–789 л. с., автономностью 700–900 км, царскими креслами в салоне, кучей планшетов, кожей и хрусталем.
И тут очень смешно: ультрадорогой вэн официально не представленного в РФ бренда по продажам за год чуть-чуть не дотянул до самого доступного электрического седана российской «сборки» и со всякими госсубсидиями на покупку. Нет, Evolute точно надо что-то срочно менять.
Помимо Zeekr, Zeekr и Zeekr, в топ-10 российского рынка есть еще немного Volkswagen (1012 шт., падение к 2023-му почти двукратное) и Avatr — премиальная дочка Changan, которая только-только пришла в РФ, но сразу продала 690 электромобилей.
А вот Tesla в топе новых «электричек» не наблюдается. Но Илону Маску, кажется, до того дела нет совсем.
![]() Фото: скрины 66.RU |
---|