Если вдуматься, то как раз 10 лет назад — где-то на отрезке между фееричным закрытием Олимпийских игр в Сочи и не менее фееричным открытием Russian grand-prix — наша жизнь начала стремительно меняться. Многие вещи неочевидны в моменте, большое видится на расстоянии, и сегодня можно смело оценить все перемены.
В автомобильной сфере перемены получились наиболее фундаментальными: за 10 лет мы прошли не просто структурную трансформацию отрасли и рынка, но полную реформацию, консервацию и смену технологического уклада (на прежний).
Самое очевидное: продажи
В начале «десятых» российский авторынок немножечко штормило: после исторических пиков 2012-го он колебался туда-сюда, но тем не менее по тиражам давал понять всей Европе, кто тут Большой Мальчик и важный игрок. Годовые тиражи по-прежнему пробивали отметку «2 млн шт.» и на полном серьезе стремились к годовым показателям «3 млн». До этого, правда, так и не дошло.
Фото: архив 66.RU |
---|
Международный Московский Автосалон-2014 стал видным событием в жизни глобального авторынка. Девять мировых, девять европейских премьер; модные селебрити на стендах, триумф Бу Инге Андерссона с анонсом двух принципиально новых для ВАЗа моделей, громкий (во всех смыслах) дебют выскочек из Haval. Из залов КРОКУСа казалось, что Россия намертво села на видном месте в мировой автомобильной индустрии. |
Десять лет спустя после Сочи и Сочи о 2–3 млн шт. и подавно даже не помечтать. Хотя в Европе прямо сейчас тоже не очень хорошо, и российский авторынок по-прежнему умудряется не вываливаться из континентального Топ-5. Но это не потому что на российском рынке так хорошо, а потому что на европейском — плохо. На российском прямо сейчас вот так;
Фото: Анастасия Кеда, 66.RU |
---|
Локальное производство за 10 лет, конечно, выросло, но отрицательно. За последние два года замены ушедшим вендорам (Toyota, Renault, Nissan, Mitsubishi, Volkswagen, Skoda…) так и не нашлось, на пустующих промплощадках в лучшем случае отвертками собираются китайские автомобили без маркировки. Не хотят Chery и даже JAC подставляться под возможные проблемы на мировой арене, поэтому мы живем в мире симулякров вида «Москвич», «XCITE», Evolute и ЗНАЛЗВЕЗДУ.
Фото: Анастасия Кеда, 66.RU |
---|
Победителей не судят © Д. Стэтем
При всем при этом очень радостно, конечно, за АВТОВАЗ, который на фоне происходящего только выиграл и всех победил. Тиражи выросли основательно, чего нельзя сказать про его преследователей. По итогам 9 мес. 2024-го только Haval худо-бедно приблизился к прежним уровням лидеров из топ-5 — Renault. Остальные «китайцы» пока продаются сильно хуже былых хитмейкеров.
Фото: Анастасия Кеда, 66.RU |
---|
Хотя если вглядываться в частности, то именно «китайцы» — вторые выгодоприобретатели после АВТОВАЗа. Кто был никем, стал всем. Просто один наглядный график.
Фото: Анастасия Кеда, 66.RU |
---|
Проигравших не оправдывают © В.И. Ленин
А кто на этом фоне проиграл? Потребитель. Согласно выкладкам «Автостата», средневзвешенная цена новой легковушки за 10 лет выросла втрое. И это средняя и взвешенная. Если смотреть в частности и суть вещей, то миллион в 2014-м — это очень хорошо упакованный Solaris на автомате или чуть менее хорошо упакованный Polo. Миллион сегодня — это «Гранта» с кондиционером. И на «ручке».
Фото: Анастасия Кеда, 66.RU |
---|
На примере модельного ряда АВТОВАЗа очень просто делать выводы: он плюс-минус не поменялся. После того как из Тольятти сдуло всех варягов с их «Логанами», «Сандеро» и «Икс-реями», по вазовскому конвейеру плывут всё те же: Niva (1977 г. р.), Granta (2011 г. р.), Largus (ок. 2005 н. э.).
Фото: архив 66.RU |
---|
Lada Kalina (позже — Granta) Cross стала одним из первых громких проектов Бу Инге Андерссона на новом посту. Энергичному шведу требовался быстрый и громкий успех малой кровью. Так появились Lada 4×4 Urban, Kalina Cross. Чуть затянули с Largus Cross: он вышел только в 2015. |
Безусловно, они за эти годы поменялись — та же «Гранта» в 2018-м получила унификацию модельного ряда с «Калиной» и рестайлинг. А Largus — так вообще пережил полный цикл импортозамещения и стал на 100% технологически суверенным. И все же масштаб переработок несопоставим с ростом цен.
Фото: Анастасия Кеда, 66.RU |
---|
На этом же месте очень интересно, а
А, ну и да: в юбилейный год стоит вспомнить, что Гран-при России больше не проводится, и, судя по всему, это навсегда: руководитель F1 Стефано Доменикали тут как-то в интервью германскому Bild был ну очень категоричен: «Гонок там больше не будет». Сказано — сделано: «Сочи Автодром» разобрали почти полностью — теперь там прогулочная зона для внутренних туристов.
Фото: скрины 66.RU |
---|
Красным — то, что осталось. 2,3 км от 5,8. Серым (вокруг «Айсберга», «Сириуса», «Большого» и «Фишта») — то, что было. |
«Олимпиада» — тоже вряд ли: вместо нее теперь «Кубки Водокачки», на которых спортсмены из Саранска и Ирбита соревнуются сами с собой.
И, конечно, триумфально побеждают.