На рубеже десятилетий картинка выглядела радужной: Европа к 2035 году отказывается от двигателей внутреннего сгорания и въезжает в чистое электромобильное будущее. Все остальные за ней подтянутся.
Риторика была решительная, слова не расходились с делом. В 2019-м об отказе от разработки ДВС следующей генерации объявил концерн Daimler, следом подтянулись их земляки из Audi. Попутно вообще все крупные мировые вендоры ударились в электрификацию или, как минимум, гибридизацию своего парка. Госорганы и сами производители щедро стимулировали продажи субсидиями и преференциями, и так продолжалось до 2024-го. А потом что-то случилось.
Безостановочный рост продаж «электричек» и гибридов последних лет замедляется. В I полугодии 2024-го продажи электромобилей в Евросоюзе выросли всего на 2%, достигнув 950 000 единиц. Аналитики связывают это замедление с неопределенностью вокруг государственных субсидий и налогов на импорт электромобилей из Китая.
При этом Евросоюз сильно неоднороден, и то, что «в среднем по палате» видится как «замедление роста», в частностях превращается в обвал. Например, флагманский рынок Европы — Германия: в I полугодии продажи электромобилей там снизились на 16,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Аналитики связывают такое снижение с отменой государственных субсидий на покупку электромобилей.
Фото: фирмы-производителя |
---|
VW ID.3 |
Хуже многих обстоят дела у пионера индустрии — VW: и глобальные продажи всего концерна (-3,3% год к году), и продажи «электричек» на домашнем рынке (-24,3%) снижаются. У других производителей с продажами неоднородно (у Audi, например, глобальные продажи электромобилей в I кв. 2024 года выросли на 3%, в США — на 29%).
На других рынках все вроде бы красиво. В Штатах, например, в I полугодии 2024 года продажи электромобилей выросли на 7,3% к аналогичному периоду прошлого года (до 599 372 единиц). Вроде реально красиво, если не держать в уме, что в 2023-м продажи электромобилей в США поставили рекорд по росту год к году: +50,7%. То есть еще вчера рост исчислялся десятками процентов, сегодня не дотягивает до десятка.
Надо ли удивляться, что риторика начала меняться, как и курс на полную электрификацию.
Фото: фирмы-производителя |
---|
Электрический Mustang Mace E |
«Голубой овал» все эти годы держался вполне в русле общего тренда и обещал полный отказ от ДВС к 2035-му. А теперь? Теперь резко поменял свое мнение. Выяснилось интересное: на продаже каждой «электрички» в Европе Ford теряет эквивалент (!) ее стоимости. В целом по прошлому финансовому году электромобильное направление компании нагенерировало «Форду» $1,1 млрд убытков. Ford передумал.
Новая стратегия — в будущем десятилетии продолжить предлагать в Европе (и вообще везде) автомобили с разными движителями (гибридным, электрическим, ДВС). Переоборудование завода в Валенсии (Испания) под выпуск «электричек» остановлено.
За океаном Ford тоже откатывает назад: продажи электрического пикапа F-150 Lightning не оправдали ожиданий, Ford решил вернуться к проверенным решениям и модернизирует завод в Канаде под выпуск огромных пикапов Super Duty. Бензиновых, конечно. Иронично, но в 2019-м эту площадку тоже планировали переключить на производство электромобилей.
Фото: фирмы-производителя |
---|
Бензиновый Super Duty |
Фото: фирмы-производителя |
---|
Актуальная линейка бренда |
В 2021-м, когда еще существовало и работало представительство «Порше Руссланд», для его сотрудников неминуемая электрификация была решенным вопросом. Четко помню, что на презентации обновленной «Панамеры» мы прощались с ДВС. Дальше по планам у коллег из «Порше Руссланд» был полностью электрический Macan, который откроет новую эру, и туда-сюда.
Фото: фирмы-производителя |
---|
Бензиновая Panamera. Тогда казалось — «на посошок» и не чокаясь, эра ДВС закатывается. |
Три года спустя те диалоги за бокальчиком (пятью) «рислинга» вспоминаются с улыбкой. Первая «электричка» марки дичайше провалилась и продолжает валиться: в I полугодии 2024-го глобальные продажи Taycan упали на 51% (8838 шт.) В Европе продажи также сократились — даже на родине, в Германии, где в целом продажи Porsche подскочили на 22%.
Фото: архив 66.RU |
---|
Экологически чистый Taycan экологически чисто шлифует лед Байкала |
Продажи Macan на фоне смены поколений и перехода с ДВС на электропривод упали на 18%, хотя менеджеры компании делают хорошую мину и говорят, что на электрический Macan у них «очень приятный приток заказов».
Следующий Cayenne тоже хотели делать, как и Macan, чисто электрическим. Потом кто-то в отделе планирования посмотрел на «очень приятный приток заказов» на полностью электрический Macan и врубил заднюю: полностью электрический Cayenne IV будет идти по конвейеру… параллельно с бензиновыми версиями. Причем это будет «Кайен» текущего, III, поколения после очередной модернизации.
Кажется, три года назад мы поспешили пить за упокой ДВС у отдельно взятых Porsche…
Фото: фирмы-производителя |
---|
Новый и полностью электрический Macan |
Все эти годы топы Toyota плавно обтекали вопрос отказа от ДВС, и продолжают обтекать. Новый CEO японского гиганта, Коиджи Сато, недавно отметил, что Toyota будет готова к продаже 100% электромобилей в Европе к 2035 году. Однако! По его словам, компания продолжает придерживаться гибкой стратегии, в которой остаются места и гибридным, и водородным автомобилям.
Сравнительно маленькая Honda как бы держится общего большого тренда, но аккуратно и ненавязчиво сдвигает рамки. Если весь большой мир анонсировал переход на электричество к 2035-му, Honda не торопится. Генеральный директор Honda, Тошихиро Мибе, в одном из интервью подчеркнул, что компания планирует полностью перейти на производство электромобилей к… 2040 году. Что очень дальновидно: подождать, посмотреть, пока горячие головы набивают шишки с «очень приятным притоком заказов», и скорректировать свою стратегию по мере необходимости.
Фото: фирмы-производителя |
---|
Honda e: NS1 |
Не менее осторожны и баварцы. В то время как Daimler и Audi категорически отринули разработку новых ДВС, их соседи не спешат и не горячатся. Генеральный директор BMW Оливер Ципсе как-то заявил, что — да — компания планирует увеличить долю продаж электромобилей к 2030 году. До 50%. То есть никакой тотальной электрификации и разрыва со всеми остальными движителями. Доля продаж «до 50%».
Категоричность Audi за минувшие 5 лет тоже остыла. Из-за низкого спроса остановлен выпуск моделей Audi Q8 e-tron и Q8 Sportback e-tron в Брюсселе, местный завод — под сокращениями и на грани закрытия. CEO марки, Гернот Дёльнер, начал что-то подозревать и заявил, что «электромобильный переход займет чуть больше времени», а ДВС, гибриды и электромобили будут «сосуществовать все следующее десятилетие».
Фото: фирмы-производителя |
---|
Audi Q8 Sportback e-tron |
Где-то параллельно с цифрами продаж по полугодию и заявлениями топов незамеченными прошли цифры масштабного соцопроса. Агентство McKinsey поговорило с 30 000 владельцев электромобилей в 15 странах. Без малого треть опрошенных (29%) заявили, что планируют (!) вернуться (!) к топливным (!) машинам. Причем на вотчине Маска, в Штатах, доля таких «радикалов» даже выше — 49%.
Причины недовольства владельцев (были очевидны еще 100 лет назад): малый запас хода, инфраструктура, дороговизна покупки и необходимость иметь еще один (нормальный) автомобиль для длительных поездок и внутреннего туризма.
То есть реальные владельцы электромобилей столкнулись с тем, о чем говорили обозреватели из отдаленных регионов еще пятилетку назад: за 100+ лет существования электромобилей ни одному производителю не удалось избавиться от двух фундаментальных проблем:
Сейчас ровно с этим столкнулись владельцы. Продажи замедляются. Полный отказ от ДВС уже не выглядит таким уж гарантированным.
За всеми разговорами об экзистенциальной борьбе с англосаксами РФ старательно списывает у англосаксов. Электрификация парка вслед за Западом — уже укоренившийся тренд. В разработке отечественных стартапов и промышленных гигантов — сразу несколько «электричек»: Amber («Автотор»), L-Type и E-NEVA («Алмаз-Антей»), E-Largus (АВТОВАЗ), АТОМ (как бы не «КАМАЗ», но вообще да), изыскания в сторону оригинального электромобиля ведутся и по линии «Москвича». Под электрификацию парка выделены серьезные (и вовсе не частные) деньги.
Вот будет забавно, когда (и если) выяснится, что электрификация парка — тупиковая ветвь, от которой спешно отказываются даже англосаксы…