Даже и не 500: нижняя граница рынка — от 380. Там, правда, будут совсем «дрова», так что лучше начинать поиски с полумиллиона, а лучше сразу ближе к миллиону. Это все равно в 6–7 раз дешевле хайповых гибридных и электрических «китайцев». Которые хуже.
Типичная бытовая ситуация: семья едет на выходные заниматься внутренним туризмом. В багажнике этой машины — 710 литров. Весь скарб трех человек занимает едва ли треть.
Фото: 66.RU
Но ехать можно всемером, тогда на поклажу останется всего ничего. Впрочем, при умелой компоновке и этим «ничего» можно ничего так воспользоваться.
Фото: 66.RU
Всемером — не фигура речи: эта машина реально семиместная, и на третьем ряду помещаются люди с ногами. Рекорд продолжительности путешествия в полной загрузке — 700 км. Багажник при этом битком (и кто-то играет на баяне).
Фото: 66.RU
Но сейчас внутренним туризмом занимаются трое, а для троих с багажом в этой машине места переизбыток.
Фото: 66.RU
Через первые 300 км пути из бака ушла четверть горючего, окошко бортового компьютера рисует Благостное: «Средний расход 4,7 л/100 км» и «Запас хода — 1200 км». Для этого я не делал ничего особенного: просто ехал по знакам и не быстрее 100 км/ч по GPS (по спидометру — 104). На финише расход вышел чуть больше — 5,0 л/100 км ровно (то есть где-то я разогнался до 108 км/ч), и тем не менее неиллюзорная автономность на одном баке — свыше 1000 км. И никак не меньше 700, даже если топить максимально дозволенные (где-то) 130 км/ч.
Фото: 66.RU
А теперь смотрите. Вот эта штука по прайсу сейчас стоит 6 590 000 ₽. Ее заявленная автономность — 1200 км при полностью заряженной батарейке и полном баке. И как для гибрида (в 2024) это Достижение. Вау! Смотрите! Наша машина способна проехать на одной заправке 1200 км!
Ну ничего себе.
Приближаются к этим значениям постепенно и чистые «электрички». Топовый Zeekr 001, например, способен преодолеть 1032 км. По паспорту. В реальной жизни процентов 30 можно вычитать смело. Или даже 40.
Фото: фирмы-производителя
Zeekr 001. Запас хода — тыща. Ощущается как 600.
А все остальные электрички — даже дальнобойные, даже с фактическим запасом в 500 км, на расстоянии нашего маршрута внутреннего туризма — потребуют 2–3 остановки минут на 20–40–60 для подпитки. На этой машине мы притормозили лишь раз, потому что все захотели есть. С электричкой такой свободы воли нет: встань 2–3 раза каждые километров 400 на четверть часа или час. За «туда-обратно» такие принудительно-обязательные остановки съедят от 40 минут до 2 бесценных часов уикенда. Вроде немного. А как по мне, то жизнь коротка и не хочется тратить ее на ерунду. Как и деньги. Например, минимум 6 500 000 ₽ за Zeekr 001, который придется останавливать каждые несколько сот километров на подзаряд.
Фото: 66.RU
Зачем, если можно потратить 380 000 — 890 000 ₽, взять вот эту милую дальнобойную машину с дизелем и вообще дел не знать.
Это Volkswagen Touran 2006 года. И он чертовски хорош. Да, 2006-й был давно. Я тогда (не без блеска) сдал старославянский на «отл.», а какой-то бюргер купил себе новенький минивэн с 2,0 TDI. С тех пор машина сменила несколько стран, дюжину владельцев и сегодня трудится в lowcost-прокате с пробегом полмиллиона километров. Из них тысяч десять — мои. Как почти мой и этот Touran. Я называю его «Тураша», «Туранчик» или просто «Серенький». Таких нежностей от меня не слышит даже кот (aka «Шерстяной ушлепок»). Потому что «Серенький» клевый. И лучше любого «китайца» вдесятеро дороже!
Фото: 66.RU
Кто-то скажет: «Старый, да ты гонишь! Или орешь». Нет, я предельно, драматически серьезен. И готов выйти «раз на раз», если придется отстаивать свою правоту. По основным потребительским характеристикам эта машина лучше любой «электрички» или «гибрида». Да, он не так прыток при старте в пол. Но старт в пол важен только мне (и Сергею Карякину). Если у вас не реакция Сергея (а у вас не она), то 2,0 TDI в обычной жизни даже избыточен. Особенно в форсировке на 170 сил: переднюю резину пускает в букс — только в путь!
Фото: 66.RU
У нашего «Тураши» форсировка 140, но ни разу за многие тысячи совместных километров я не испытал дефицита ни в тяге, ни в мощности. Образцовый и показательный мотор сына маминой подруги — не случайно именно у TDI'ев в Америке в свое время нашли избыточно «грязный» выхлоп. Не люблю теории заговора, но по времени «дизельгейт» совпал с объявлением тренда на электрификацию всего и везде. Конечно, при наличии в этом мире 2,0 TDI с его ровной полкой крутящего момента, резким откликом на педаль и автономностью без шаманства в 1200 км никакие «электрички» не нужны. И гибриды.
Фото: фирмы-производителя
2,0 TDI. Мотор, с которым не нужны никакие электрички. Потому (на родине Tesla) он объявлен очень «грязным» — почти как ядерная бомба.
Итак, автономность, экономичность, тяга. Плюс шумоизоляция, плюс — пространство в салоне, плюс — бездонный багажник, плюс — реальная семиместность. Но все равно я кого-то не убедил и этот кто-то скажет: «Нет, старый, ты сломался — выносите этого, несите нового. Как можно сравнивать ископаемое с новейшим KunMunBao ZV0098 Pro! Ведь у ZV0098 есть гигантский планшет от Huawei на полсалона!» Сейчас я открою «Пэйнт» и покажу фокус-покус:
Фото: фирмы-производителя
Топовый MatePad Pro с 13,2-дюймовым экраном, каким-то там супер-дупер звуком, толщиной всего 5,5 мм и ультрапроизводительностью — это 79–96 тыс. на маркетплейсах. Примерно такое же встретим в новомодных электричках. Итого: 380 тыщ на машину (ладно, 550), еще 80 на планшет — и две «Кати» на держатель с «Алика». И вот уже в нашем «Тураше» мультимедийность уровня 2024 года.
Пазл собран: большая, но при этом компактная машина, с полноценным семиместным салоном, 710-литровым багажником, нормальной динамикой (0–100 за 9,1 сек.), хорошей шумкой, с 13-дюймовым планшетом Huawei. И при том машина, с которой ты забываешь, где находятся АЗС. Потому что ездить туда надо редко, а денег оставлять — немного.
Фото: 66.RU
А мысль я хочу донести вот какую. Маркетологи и очарованные блогеры подают электрички и гибриды как некое «Завтра». «Будущее». На поверку же топовые электрички и гибриды по базовым потребительским характеристикам до сих пор не догнали 18-летние дизельные минивэны времен моей молодости. Нет, ребят. Это не «завтра» и не «прогресс». Это — Позавчера.
Кстати, электрички и гибриды едва ли не старше машин с ДВС. На электричках и гибридах в начале XX века сделал имя подающий надежды инженер Фердинанд Порше. Порше умер 73 года назад. «Электрички» по-прежнему называют «будущим».