В конце 90-х институт импортерства и дилерства еще только нарождался. До появления первых крупных холдингов, которые играли по мировым правилам и стандартам, оставался пяток лет, как и до бума авторынка в принципе. Машины в те годы брали не в нарядных дворцах, а как придется: «Лады» — через свата-кума прямо на проходной завода, и гнали из Тольятти своим ходом. Кто побогаче — заказывал иномарку из Европы знакомому перекупу. Кто ни на новую «Ладу», ни на старую иномарку не сподобился, шел на «Белую башню» в субботу к 7 утра.
Иногда в городе проводились «автосалоны». Очень странные мероприятия с пестрым составом участников: в одном месте собиралось вообще все, до чего тогдашний малый бизнес мог дотянуться и что притащить. Особенно запомнились две таких ярмарки: на площади 1905 и на рынке на Громова, 145. По соседству стояли как сверкающие тягачи DAF и Volvo, так и новенький родстер Mercedes SLK (вот в точно таком синем цвете). Там же — прицепы для легковушек, золото, доллары, сотовые телефоны и перспективный «УАЗ Симбир». Хотя, наверное, не «Симбир», а еще 3160 — больше подходит по годам (1998), а меня что-то подводит память.
Не суть. «Иннопром» по наполнению сегодня напоминает те самые автовыставки-ярмарки на Громова: что по сусекам наскреблось, то и покажем.
Moskvich 6 CNG
За Московский автозавод «Москвич» отдувалась версия лифтбека «6», переведенного на метан. Это продукт очень сложной конверсии и серьезный технологический рывок как для 2024 года. В основе силовой установки — 1,5-литровый мотор, но почему-то сильно дефорсированный: оригинальная турбоверсия на бензине — 136 сил, при переезде на метан стало 104.
Интересное у машины и ценообразование: установка метанового ГБО в хорошем сертифицированном центре на любую 4-цилиндровую машину — это 49 600 ₽ (плюс-минус, там нюансы). Фирменное дооснащение «Москвича 6» метановым ГБО — это ориентировочно +120–130 тысяч ₽ к прайсу (а он и так — от 2 626 000 ₽).
В общем, давайте так. Надумаете связаться с «Москвичом 6» — берите обычный бензиновый в салоне, а я потом по-братски дам телефончик хорошего установочного центра, где вам в 2,5 раза дешевле и очень красиво сделают ГБО.
Непонятный MG
Самый загадочный для меня бренд — год пытаюсь найти концы. MG — некогда пионеры с зари автопрома, британские энтузиасты из Morris Garage. Оригинального MG того давно уже нет, прославленную марку выкупили китайцы и под этим бейджем лепят всякое — от весьма позорненького лоукоста до инновационных электричек.
Что непонятного? В России несколько компаний претендуют на звание «официальный импортер MG». Еще есть «официальный дистрибьютор MG», «официальный дилер MG». И каждый — со своей линейкой продуктов. Один «официальный дистрибьютор» предлагает только три модели: седан MG 5, лифтбек MG 6 и кроссовер MG ZS. У других в наличии еще и внедорожник RX8, кроссовер One и спорткар Cyberster. Я не понял, какой из «официальных импортеров» приехал на «Иннопром», но у них есть Cyberster.
Это, понятно, «электричка», у нее гильотинные «ламбо-двери», силовая установка на 544 л. с. и 750 Н*м и куча комплектующих от именитых брендов: «официальный импортер» в каталоге особенно подчеркивает, что тормоза — Brembo, а резина — Pirelli. Про остальное импортер-дистрибьютор-дилер распространяться не спешит. Как и головной офис марки: на европейском сайте бренда нет детальных характеристик. И даже основы основ вроде разгона 0–100. Хотя когда производитель делает такую машину с претензией, в ход идут все возможные цифры — включая время прохождения «Северной петли» Нюрбургринга.
Только в одном источнике нашел кое-какие цифры. Судя по всему, топ-версия Cyberster делает 0–100 за 3,2 сек. Неплохо для суперкара двадцатилетней давности, но современные электрички умеют и куда быстрее. Просят при этом за Cyberster на агрегаторах от 5,8 до 10 млн ₽. Сказать, что сомнительно, ничего не сказать.
Evolute i-Space
Заявился на «Иннопром» и «Первый Российский Производитель Электромобилей». С новинкой — с «Первым в России Серийным Гибридом». Это, конечно, простой китайский Dongfeng Fengon E5, на который в Липецке клеят российский шильдик Evolute.
Это весьма типичный китайский 7-местный SUV — точно такой же, как все другие под любым брендом. Кожа, шпон, экраны. Под капотом — силовая установка отдачей 287 сил, под кузовом — батарея на 17,5 кВт*ч. В основе установки — электродвигатель + полуторалитровый бензиновый мотор, который работает преимущественно как генератор, когда заряд батареи иссякает. На полном аккумуляторе и с полным баком машина, по заводским данным, способна проехать 1150 км, из них 87 — только на электричестве. Цена вопроса — 3 360 000 ₽, если без всяких субсидий. С ними можно выйти из трех миллионов, но надо ли?
Водородный Aurus Senat
На «Иннопром» привезли и «Борт № 1». Только теперь не с гибридной установкой (от Porsche Engineering), а с родной посконной силовой установкой от НАМИ. Вместо обычной батареи — водородные топливные элементы, электромоторы на 750 кВт. Заявленный запас хода — до 870 километров.
Показ модели на «Иннопроме» совпал с другим важным событием: большие умы из Минпромторга и российского автопрома прорабатывают «создание универсальной модульной платформы для автомобилей классов C, D и E, с помощью которой Правительство и производители намереваются уменьшить сроки разработки новых моделей, увеличить объемы выпуска и загрузить производственные мощности поставщиков компонентов». На разработку отечественной модульной платформы выделят 180 000 000 000 ₽.
Вы очень удивитесь, но «универсальная модульная платформа» для автомобилей разных классов за много миллиардов уже есть. Она называется ЕМП (Единая Модульная Платформа). По первоначальным планам, ведущие умы РФ и зарубежья создали бы такой универсальный набор компонентов, из которого бы потом гранды российской индустрии собирали автомобили для всех — от офисного работника до Президента. Был даже план подтянуть к проекту ЕМП UAZ, чтобы сделал «народный кроссовер» на универсальной Единой Модульной Платформе.
В итоге создали только автомобиль для Президента и машины кортежа. А еще — для пары арабских принцев и Ким Чен Ына.
Сейчас за 180 миллиардов создадут еще одну «универсальную модульную платформу».
Потом еще.
И еще.
P. S.
А в 98-м выставки-ярмарки на Громова были лучше. Там показывали Mercedes SLK и тягачи DAF.