Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

«Зашил деньги в трусы и поехал в Германию». История перегонщика машин из 90-х

13 декабря 2022, 08:08
Колонка
«Зашил деньги в трусы и поехал в Германию». История перегонщика машин из 90-х
Фото: коллаж Анастасия Кеда, 66.RU
За считаные месяцы российский авторынок откатился на четверть века назад: из роскошных дилерских дворцов с новыми иномарками локальной сборки до продажи хоть чего-нибудь подержанного из Китая, Кореи, Японии, Казахстана, Беларуси… Сегодня процесс этот во многом упрощен и автоматизирован благодаря интернету, а как оно было в 90-е — вспоминает Андрей Брусницин. Сегодня — директор «Березовского привоза» и депутат думы Березовского городского округа; тогда — перегонщик автомобилей по маршруту Германия — Россия.

— Ехали всегда просто — ехали. Вслепую вообще. Когда я первый раз посетил Беларусь в самом начале 90-х, знал только то, что оттуда возят машины. Сел на паровоз, деньги в трусы зашил и поехал. Продал тогда видеомагнитофон, еще что-то — это был первый капитал. В поезде познакомился с другими нашими парнями — из Асбеста. В Беларуси просто на рынке купил машину и погнал обратно — это была реэкспортная «шестерка», изначально собранная и укомплектованная для продажи за границу.

Потом были Германия и Литва, схема примерно та же самая. Сайтов вроде mobile.de еще не было — были журналы с объявлениями, которые выходили раз в неделю. Мы также с товарищем приехали туда наобум и тупо листали этот журнал, а наши березовские «немцы», мигранты той волны, катали нас по площадкам, и мы эти объявления смотрели.

Уже тогда там сидели пресловутые перекупы — как у нас сейчас, только за 20 лет до. Это были турки, которые мотали пробеги и делали другую «предпродажную подготовку». Были огромные рынки, где тоже все было забито перекупами. И, как у нас потом где-нибудь на «Белой башне» или на Шувакише, торговля шла ранним-ранним утром в выходные. Приехал к 9 часам — уже проспал.

Был рынок даже на бывшей американской военной базе, где работали только американцы. После вывода войск база осталась, часть ангаров сдали под торговлю автомобилями. Они тащили что-то с Америки, развивали какой-то зачаточный «трейд-ин».

Ездили мы всегда вдвоем, иногда втроем. В одиночку — если только перегнать машину чисто по России и заработать какие-то там 100–200 долларов. В Германии всегда все было спокойно и хорошо. А вот в Литву и Польшу обычно не ездили, брали там в основном запчасти, машины старались не брать. Регионы были довольно криминальные, да и отношение непростое. И в те времена, а сейчас-то и подавно, в Польше к русским относились не очень. Явной агрессии не было, но неприятные стычки припоминаю. Как-то ехали с самой западной части Германии, заночевали под Варшавой, наутро нас окружила толпа местных. Смотрим — ничего хорошего не будет, прыгнули в машину и поехали дальше.

Одно время хорошо расходились любые «Субару», «Мерседесы». Потом стали возить новые автомобили — «Пассаты» в «бэ-пятом» кузове, Audi A6. Хотя здесь, у нас, брали все подряд — только привози. Как сейчас, в общем-то. Хотя по б/у сейчас продажи упали минимум вдвое…

Потом появился интернет, стало проще, мы в Германию почти не ездили — работали с Калининградом. Полгорода этим занималось: они сами мониторили рынок, вытаскивали машины из Германии, сами таможили, отдавали нам уже со склада. Это еще до возов, все было самоходом — и до Калининграда, и дальше.

Там же местные сматывали пробеги — Калининград уже тогда был очень прогрессивен в этом плане, было понятие «по-взрослому» смотать, «по-легонькому» смотать, отдельно сервисные книжки подделывали. На выходе получалась машина «не бита, не крашена, пробег 50 000 км, все отметки в сервисной книге».

Да и в Германии мотали. Как-то брал «Мерседес»-купешку, в объявлении пробег был «19 000 км» — и цена вкусная. Взял, доехал до Калининграда, парни подключаются, чтобы смотать (клиент хотел машину с пробегом «9000 км»), и видят, что там вообще-то все 119 000 км. То есть в Германии смотали-то по-легкому, а калининградские спецы увидели.

Клиенты были разные — и это вообще не бандиты. Было много таких невзрачных, с которыми ты в очереди столкнешься — и не подумаешь, что он при деньгах. Время такое было: люди боялись показывать, что есть деньги.

Все риски на нас, никаких страховок в те времена еще не существовало. Не довезли машину — наша проблема, но в моей практике, к счастью, такого не было. Хотя перегонщики из Германии в Калининград часто попадали в аварии совсем неподалеку от границы — сбивали животных. Было там такое проблемное место — как вон у нас в Шадринске.

Бандиты шпуняли нас — и еще как! И на границе с Беларусью, и в Набережных Челнах. На границе вообще попадал в нехорошую ситуацию, когда гнали две машины. Я-то еще ладно — закрылся в машине, а товарища поймали прямо на улице, когда он ходил оформлять страховки. Начали морозить, вымогать деньги. А нас чего морозить — денег уже реально не было, какие-то последние 100 марок оставались на дорогу.

Бандиты причем были и не белорусские, и не русские — кто-то с Кавказа. Морозили нас, морозили — а потом просто раздался свист, и их как ветром сдуло. И это все происходило прямо на границе: метрах в 30 — пост ГАИ, неподалеку — таможенная будка… Мы по газам, но нас догнали уже в Бресте на светофоре. Опять начали вымогать хоть сколько-нибудь, но мы уже не дали — сорвались и поехали в сторону российской границы.

В Челнах своя атмосфера: город же достаточно молодой, строили его разные люди — в том числе судимые. Ментальность эта там осталась, было достаточно трудно. Поэтому мы старались в Казани ночевать, а Челны проезжать днем. Могли отобрать и деньги, и машину. Но машины реже, в основном вытряхивали то, что было с собой.

Сейчас понемногу все возвращается: на днях вот ездили во Владивосток, взяли первую партию машин из Японии с правым рулем…