Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Как навсегда решить проблему кикшеринга: три простейших шага с оглядкой на мировой опыт

3 июня 2024, 15:20
Колонка
Как навсегда решить проблему кикшеринга: три простейших шага с оглядкой на мировой опыт
Фото: Анастасия Кеда, 66.RU
Пока горадминистрация, госавтоинспекция и операторы кикшеринга обсуждают, как бы сделать всем хорошо, готовые решения лежат на поверхности. Они только и ждут, чтобы все перестали обсуждать и начали работать. Кирилл Зайцев собрал их в одном месте, чтобы законотворцам не пришлось долго гуглить.

Контекст

Все очень плохо с электросамокатами и СИМ в целом: пьяные подростки с родительскими аккаунтами прокатных сервисов по трое в обнимку носятся по городским улицам, сбивают и калечат людей и всячески портят жизнь резидентам и гостям российских столиц — от Северной до Уральской. Регуляторы требуют решительных действий, операторы кикшеринга невнятно мямлят про «верификацию», «алгоритмы» и «вот-вот». «Давайте поможем Даше найти» правильное решение с оглядкой на опыт развитых стран.

Опыт развитых стран

Проблемы с кикшерингом плюс-минус везде одинаковы: доступность, вседозволенность вкупе с правовой «серой зоной» приводят к тому, что пьяные подростки по родительским аккаунтам носятся по городским улицам, сбивая и калеча жителей и гостей Парижа, Мадрида, Сан-Франциско и др. Поэтому, например, в Берлине власти ввели обязательную лицензию для операторов кикшеринга, чтобы контролировать количество электросамокатов и качество услуг. Дальше — лучше: самокаты классифицируются как транспортные средства, требуется страховка, обязательное требование — использование велодорожек, если они есть, или дорог общего пользования, если нет. Скорость лимитирована 20 км/ч.

Похожие ограничения и в Испании, только лимит скорости — 25 км/ч, но с тротуаров самокаты тоже изгнаны.

Строго с электросамокатами и в Сингапуре. По пешеходным дорогам там ездить можно, но не быстрее 10 км/ч. На велодорожках лимит скорости — 25 км/ч. Самокаты надо ставить на учет, а в случае чего быть готовым заплатить штраф как за превышение скорости, так и за неправильную парковку.

Радикальнее всего пошли в Париже: кикшеринг запретили всенародным референдумом (частные СИМ трогать не стали). Правда, на сайте кикшерингового сервиса Lime Париж все еще значится. Хотя lime — это не только самокаты, но и прокат велосипедов. С последними вопросов меньше.

Как навсегда решить проблему кикшеринга: три простейших шага с оглядкой на мировой опыт
Фото: архив 66.RU

Улицы Парижа до запрета кикшеринга

А теперь — единственно верная, самая эффективная и точно сработающая схема

С оглядкой на российский опыт и опыт развитых стран видны основные проблемы электросамокатов вообще (прокатных и частных):

  • травмоопасность;
  • захламленность городских улиц.

В общем и целом надо сделать так, чтобы электросамокаты никого не калечили, а еще не валялись, как ни попадя, захламляя и без того не идеально чистую среду. Я не законотворец и не оператор, просто объехал весь мир на всем, что имеет колеса. И вижу такие Три Простых Шага:

  • Приравнять электросамокаты к мопедам.
  • Включить электросамокаты в систему ОСАГО.
  • Ввести обязательную регистрацию электросамокатов с выдачей госномеров особого образца.

Все.

Через год нам будет не о чем писать, а травмпункты лишатся львиной доли сезонной работы.

Логика такая: приравниваем СИМ к мопедам — уводим их с тротуаров, попутно — выводим их из «серой зоны» в очерченное правовое поле. У ГИБДД появляется больше оснований для контроля и привлечения к ответственности прямо в потоке — водители СИМ вписываются в КоАП со всеми вытекающими. Для управления как минимум понадобятся права категории «М» — автоматом появляется возрастной ценз и порог входа. Плюс, какое-никакое обучение с экзаменами.

Обязуем водителей электросамокатов страховать свою гражданскую ответственность — убираем вопросы с возмещением ущерба имуществу и здоровью пострадавшей стороны.

Регистрируем самокаты в единой базе — не даем нарушителю уйти от ответственности: его видят все камеры, штрафы за нарушения можно выписывать в автоматическом режиме.

В случае с кикшерингом — перенимаются практики операторов каршеринга, даже ничего изобретать не нужно.

Проблема решена. Просто и эффективно. Надо лишь совсем чуть-чуть поработать законотворцам, Госавтоинспекции и бизнесу.

Работа с возражениями

Самое, наверное, резонное возражение: как можно уравнивать маленький безобидный электросамокат с большим и рычащим мопедом с мотором по 50–250 «кубиков»? А вещи вполне сопоставимые! Возьмем для примера мировую классику — мотороллер Vespa Primavera 50. И в пику ему — популярный самокат в российской линейке Ninebot, KickScooter Max G2. В первом случае — 3 л. с., во втором — 450 Вт мощности. И дальше в дело идет такая вещь, как энерговооруженность, или удельная мощность.

Как навсегда решить проблему кикшеринга: три простейших шага с оглядкой на мировой опыт
Фото: архив 66.RU

Классическая Vespa: надо иметь права, в ряде стран — ставить на учет, нельзя ездить по тротуарам, нужен шлем, ответственность за все — вплоть до уголовной.

Из учебника физики мы помним, что это «… отношение потребляемой устройством мощности к его массе (или объему)». Применительно к ТС удельной мощностью называют максимальную мощность мотора, отнесенную ко всей массе автомобиля. Другими словами, это показатель, который позволяет оценить, насколько эффективно ТС использует свою мощность в соотношении с весом. Еще проще: маломощная, но очень легкая и невесомая гоночная машинка куда шустрее вашего тяжелого «Тигуана», пусть и с 2,0 TSI на 220 сил.

Эта аналогия работает и здесь. Если перевести все величины и посчитать на калькуляторе, то выяснится, что удельная мощность

  • самоката Ninebot — 25,23 л. с./тонну
  • мопеда Vespa Primavera – 27,21 л. с./тонну
Как навсегда решить проблему кикшеринга: три простейших шага с оглядкой на мировой опыт
Фото: архив 66.RU

Электросамокат схожей энерговооруженности: ничего не надо, можно творить почти любую дичь, инспектор ГАИ не догонит, да и не смотрит в твою сторону — ты в «серой зоне» без четких правил.

Иными словами — не самый мощный самокат на рынке по своей динамичности несильно уступает классическому 50-кубовому мопеду. А если мы берем что-то подороже и побыстрее (вроде Kugoo G2 Pro Max с мотором номинальной мощностью 1000 Вт), то получаем удельную мощность уже 54,4 л. с. на тонну!

При этом 50-кубовая Vespa введены в правовое поле, а электросамокаты — едва-едва. Чтобы ездить на «Веспе», как минимум нужны права категории «М», то есть папа уже не даст «погонять» свои. За неправильную парковку мопеда можно словить штраф, а то и эвакуацию. А куда более юркий и динамичный электросамокат в любом ларьке любой дурак купить может (и покупает) — без особых в дальнейшем последствий.

Все механизмы и рычаги в правовом поле есть — нужна пара закорючек и уточнений в ряде законов. Наша оперативная Госдума такие вещи вполне может сделать за день-другой — примеры мы видели. Но что-то мне подсказывает, что законодательно проблема СИМ не будет решена на горизонте десятилетия.

UPD

В вычисления удельной мощности скутера Yamaha вкралась неточность, неточные расчёты удалены. Приношу извинения.