Предыстория и контекст: за минувшие четверть века в РФ силами западных партнеров был выстроен крупнейший автопром Восточной Европы с потенциалом выпуска 3 млн шт. высокотехнологичной продукции. Турция, для сравнения, — это мощности на ~1,5 млн штук, Чехия — 1 млн.
Только прямыми налогами предприятия давали в бюджет ~600 млрд ежегодно, каждый выпущенный автомобиль по цепочке генерил 5 рабочих мест. В 2022-м это все в одночасье кончилось, производственные мощности на 3 млн штук встали мертвым грузом. На излете 2023-го можно оценивать, как проблема разрулилась.
Коллеги из «Ъ» насчитали, что из 22 заводов перезапущена половина. Звучит красиво. По факту — в каждом перезапуске нюанс таких размеров, что вы удивитесь.
Нижний Новгород, Volkswagen-Skoda
- статус: всё
С 2012-го по 2022-й на мощностях ГАЗа собирались кроссоверы, седаны и лифтбеки немецко-чешских брендов. Все началось с Yeti и Octavia, продолжилось Jetta. В 2017-м случился забавный казус: РФ вырвалась в лидеры по экспорту «Шкод» в… Чехию. Удивились даже высокие чешские чины, грозились в ответ завалить Тулу пряниками.
Фото: фирмы-производителя |
---|
Рекорды-2017: с конвейера завода «Группы ГАЗ» в Нижнем сошел 200-тысячный автомобиль. Юбилейной моделью стала Skoda Octavia Style 1,8 TSI (180 л. с.) в цвете Platinum Grey. |
После 2017-го завод продолжал работать на полную, модельную гамму обновили кроссоверами Kodiaq, Karoq и лифтбеком Octavia нового поколения. Jetta от Volkswagen почему-то ушла в историю: немцы решили сосредоточиться на более хайповом (и маржинальном) сегменте SUV. Так в 2021-м мир увидел Volkswagen Taos — близнеца Karoq.
После ухода Volkswagen из России площадка в Нижнем прекратила свое существование. В ближайшем будущем там будут собирать какое-то китайское с шильдиком «Wolga».
Калуга, Volkswagen-Skoda
- статус: как бы не всё
Активы немецкого концерна вроде бы не национализированы, а проданы частному инвестору — некое «ООО АГР», связанное с дилерским гигантом «Авилон». Производство как бы возобновляют. По информации авторитетного ТГ-канала «Русский автомобиль», какое-то время на мощностях предприятия будут собирать Chery Tiggo 7 Pro Max: «Первые экземпляры соберут «совсем вручную», так как еще не все оборудование закупили» ©
Поражает и размах затеи: первая партия — 120 машин, если пойдет — тиражи начнут удваиваться: 240, 480 шт… Концерн Volkswagen для сравнения на той же площадке в кризисном карантинном 2020-м произвел 124 000 автомобилей. И не «голыми руками», а по полному циклу — со сваркой и окраской кузова. Еще и моторы производились здесь же по соседству.
Зачем эта имитация? Возможно, дело в том, что министр Мантуров публично обещал перезапустить завод в 2023-м. Вот — перезапустили. Люди, правда, продолжают уходить: по информации местных СМИ, с октября 2023-го с завода уволились 1300 человек из оставшихся 3700. Но даже и этого для сборки руками 480 Chery Tiggo — избыточно.
Фото: фирмы-производителя |
---|
Рекорды-2021: на калужском заводе VW Group Rus выпущен 250-тысячный Rapid. «Юбилейный экземпляр лифтбека в версии Hockey Edition исполнен в красном цвете Ruby Red металлик. Производство модели по полному циклу (CKD) в соответствии с высокими международными стандартами концерна Volkswagen локализовано в Калуге с 2014 года». |
Калуга: Peugeot, Citroen, Mitsubishi
- статус: не всё
Еще более странная история: калужский завод ПСМА, где выпускали разные модели Peugeot-Citroen и даже Opel, не простаивал ни дня с февраля'22. Сборка машин не велась, но вот цеха запчастей продолжали снабжение европейских (!) площадок.
Теперь официально перезапущено и производство. На конвейер встал неназванный и очень загадочный кроссовер. Коллеги гадают, что бы это могло быть. Вывод напрашивается единственный: что-то из китайской гаммы Peugeot-Citroen и, возможно, с оригинальным брендингом.
Фото: фирмы-производителя |
---|
Китайская версия «нашего» 3008, который там носит индекс 4008. Возможно, это и есть новый калужанин. |
Сборка более индустриальная, чем Chery «голыми руками» на соседней площадке: тоже крупноузловая, но из 800 групп компонентов. То не шильдики приклеивать. Что получится — узнаем уже в I квартале наступающего года: старт продаж новой модели с перезапущенного конвейера намечен на март.
Фото: фирмы-производителя |
---|
Секретный кроссовер на конвейере «ПСМА Рус» |
Ленобласть, Nissan
- статус: всё
Не менее интригующая история, попахивающая солидными репутационными издержками. После отхода из России Nissan их имущество оказалось в ведении АвтоВАЗа. АвтоВАЗ под прицелом камер Петербургского экономического форума торжественно запустил на этом «имуществе» сборку кроссовера Lada X-cross 5, которым стал простой китайский FAW с другим шильдиком.В единственном числе: как поклеить ладью на руль, так и не придумали. Да уже и не надо.
Случилось странное: восточные партнеры ВАЗа чем-то не удовлетворились, никаких долгосрочных контрактов не вышло. В Питере собрали некую партию X-Cross 5, и на этом, похоже, история модели заканчивается, толком и не начавшись. Даже баннер с обещанием «скорого старта» продаж X-cross исчез с официального сайта Lada. Молва сватает на питерский конвейер отверточную сборку… все тех же Chery Tiggo в какой-то из вариаций 7 Pro Max.
Фото: фирмы-производителя |
---|
Интернет все помнит. На торжественной церемонии нам обещали: «Всего до конца года «ЛАДА Санкт-Петербург» планирует выпустить до 10 тыс. автомобилей классов С и D, а с 2024 года начать локализацию производства с привлечением поставщиков из Санкт-Петербурга и Ленинградской области». |
Ленобласть, Toyota
- статус: как бы не всё
Бывшая площадка Toyota отошла к оборонному Алмаз-Антею, который в рамках программы конверсии будет собирать там разное. Например, полноприводный грузовик БАЗ-S36A11, «сконвертированный» из ракетовоза. Следом — электрический микромобиль L-Type, а там и до электрического кроссовера E-NEVA недалеко.
Но это все пока — в будущем времени и сослагательном наклонении. Пока же о перезапуске и полноценной работе предприятия не слышно.
Ленобласть, Hyundai-KIA
- статус: как бы не всё
Уходящие недели 2023-го пролили свет на будущее площадок Hyundai в Петербурге. Активы за символические деньги выкупила российская сторона, теперь интрига — что они там будут делать.
В числе самых распространенных версий — сборка китайских кроссоверов GAC или «пересборка» знакомых нам Solaris и Creta под каким-то другим бейджем. В пользу первой версии говорит «пристрелочный» визит интересантов от GAC на завод осенью, в пользу второй — готовые комплектующие на выпуск 70 000 «Крет» и других Hyundai, которые тихо-мирно пылятся на складах.
Фото: интернет-портал Правительства РФ / фирмы-производителя |
---|
«Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус», начало |
Ижевск, Lada
- статус: не всё
Многострадальная площадка и классический «чемодан без ручки». Оригинальная продукция была нежизнеспособна даже по меркам 90-х, контрактная сборка KIA в нулевые далеко не зашла. Так ИжАвто (ныне — «Lada Ижевск») оказалась в ведении АвтоВАЗа, который тоже не то чтобы знал, чем площадку загружать. В разные годы там собирали лифтбеки Granta, несколько моделей Nissan (не пошло) и Vesta. Всякий раз неизбежно поднимались разговоры об экономической нецелесообразности такого производства. Дескать, все есть в Тольятти, зачем делать крюк в Удмуртию?
Vesta и Granta лифтбек в итоге в Тольятти и прописались, что делать с удмуртской площадкой, никто не знал. В итоге решили сделать хотя бы кое-что. Так в Ижевске оказался Largus. Точнее то, во что он превратился: перспективный электромобиль с (как заявлено) высокой долей локализации основных компонентов. Largus с классическим ДВС тоже вернется в строй. Но не будем загадывать: обещание выпустить до конца года 10 000 автомобилей в Петербурге еще не выветрилось из памяти. Как бы и тут планы не скорректировались. Пока что обещан полноформатный перезапуск производства в мае, по конвейеру вовсю идут тестовые экземпляры.
Москва, Renault
- статус: не всё
С площадкой Renault в столице ситуация разрулилась в первую очередь и как бы сама по себе. Все-таки столица. На бывшем конвейере французов прописались китайские модели JAC/Sehol с нулевой локализацией. В 2023-м начались подвижки в этом направлении.
Так, на заводе завершена подготовка цеха окраски кузовов к старту мелкоузловой сборки в 2024-м. Помимо кузовов, завод планирует самостоятельно окрашивать часть пластиковых деталей экстерьера. В планах также вывод еще одной модели (среднеразмерный кроссовер) и работы над электромобилем оригинальной конструкции.
Калининград, BMW, Hyundai, KIA
- статус: далеко не всё
Лучше и дальше других в возрождении производства продвинулся, конечно, калининградский Автотор. За минувший год на его конвейер встали автомобили бредов Kaiyi, BAIC, SWM. Активно ведется разработка электромобиля Amber оригинальной конструкции. Над ним недавно все смеялись, а не надо: из всего перечисленного именно Автотор проделал самую большую работу и продолжает ее делать.
У всех остальных картинка не такая радужная. Действительно (не знаю, где «Ъ» насчитал 22), из 9 крупнейших предприятий по выпуску легковушек перезапущены 6. Но перезапуск такого свойства: где раньше собирали 100 000 + автомобилей по полному циклу и с локализацией компонентов, теперь собирают 100+ автомобилей «голыми руками». Этого достаточно для победных заголовков о «перезапуске производства», но не очень, чтобы называться «промышленностью».