История Duster началась в конце «нулевых» с очень яркого концепта. Из которого год спустя родился невзрачный кроссовер на агрегатах «Логана». Что ж, с лица не воду пить, а сочетания практичности-долголетия по таким ценам в начале «десятых» в сегмент SUV еще не завезли. Duster быстро стал хитом на нескольких материках под разными именами — Dacia в Европе, Renault — в развивающихся России и Бразилии.
В России Duster получил локальную прописку, где моментально стал хитом. Материнская компания не была глуха к клиентам — внимательно слушала обратную связь и вносила корректировки. В итоге рестайлинговая версия Duster в 2015-м очень сильно по технике отличалась от собратьев на других континентах.
Например, русскому мужику полный привод нужен был в большем диапазоне скоростей, чем всем остальным мужикам. Поэтому для российских мужиков сделали возможность насыпáть по бездорожью с заблокированной межосевой муфтой (делит крутящий момент по осям) до 80 км/ч, в то время как на других локальных версиях Duster муфта размыкалась уже на 60 км/ч.
Более того: многие российские доработки впоследствии перекочевывали на глобальные версии Duster, а третье поколение и вовсе должно было закрепиться здесь в роли агрегатной базы для «Нивы-2» (об этом ниже). Второе поколение Duster было с нами совсем ничего: дебют локальной версии состоялся в 2021-м, год спустя Renault, побросав все активы, из России ушли. На Duster мы теперь любуемся издалека.
Машина наконец-то окончательно порвала с «логановской» платформой B0 из ранних «нулевых» и переехала на новую архитектуру. Новый Duster ощутимо крупнее предшественника, ощутимо же должен стать просторнее внутри. Жаль, не получится проверить: раньше ахиллесовой пятой был очень узкий салон, в котором даже просто водителю и пассажиру места не хватало. Сейчас там места обещано столько, что спать можно! Для этого у Duster будет даже фирменный аксессуар — спальник.
Но главное: не без влияния Греты Тунберг Duster резко «позеленел». В прошлое уходят «грязные» чисто дизельные и бензиновые моторы, новый Duster так или иначе — гибрид. В паре с самым простым 1,2-литровым мотором (3 цилиндра, 130 сил) работает система «мягкого гибрида» (батарейка + стартер-генератор, подробнее тут). Следом идет бензо-газовая силовая установка (бензин + пропан). На вершине же гаммы — чисто гибридный Duster с бензиновым мотором и двумя электрическими.
Что с внедорожными способностями? Полный привод сохранили, обещают углы въезда-съезда 31/36° и дорожный просвет в 22 см. Последнее — явно наследие тех времен, когда третий Duster ориентировали не только на роль европейского SUV, но и донора для российской «Нивы» второго поколения.
Хороший вопрос от грамотного джентльмена! В генеалогии и хитросплетениях «нивиной» биографии запутаться проще, чем в мужьях Аллы Борисовны Пугачевой.
Значит, с самого начала.
Над вторым поколением «Нивы» начали работать еще чуть ли не до Перестройки. Потом то одно, то другое, и все же страдающий хроническим дефицитом денег АвтоВАЗ доводит ВАЗ 2123 до индустриальной стадии.
Сколько-то исконных «Нив-2» (ВАЗ 2123) успели собрать, пока на горизонте не появились граждане из недружественных стран. Американцы из GM сразу дали много денег, потом еще больше денег зарыли в землю — так появилось совместное предприятие (СП) GM-AvtoVAZ, а на «Ниву» второго поколения повесили шильдик Chevroelt — получилась «Шнива». Сравните с поведением граждан из дружественных стран, которые деньги зарывать не спешат, а шильдики разрешают клеить только на свои машинокомплекты, купленные за чистые юани.
«Шнива» должна была иметь продолжение: все нулевые шла разработка второго поколения модели уже силами глобальной команды GM. Машине сулили 1,8-литровый атмосферный мотор (корнями — Peugeot) и трансмиссию японской Isuzu.
На Московский автосалон даже привезли концепт будущей новинки, но геополитика поставила точку в этой истории: весной-2015 GM из России ушел с концами, от СП осталось ничего — на излете «десятых» интеллектуальная собственность (включая названия) вернулась на АвтоВАЗ. Чем АвтоВАЗ не преминул воспользоваться, выкатив легкий рестайлинг 2123 под названием Niva Travel.
Примерно в то же самое время появилась конкретика по второму поколению оригинальной «Нивы» («Шниву» из канона исключили). Сначала свое видение машины показал (великий) Стив Маттин — на ту пору вице-президент АвтоВАЗа по дизайну и автор нетленной Vesta.
Видению Стива зеленого света не дали — дали выходное пособие и почетную отставку. Вскоре стало понятно почему. Пришли корпоративные воротилы Renault и объявили новую бизнес-стратегию («Renaulution»), в которой будущей «Ниве» было уготовано иное видение. Ее решили сделать моделью на глобальной платформе Renault, проще говоря — близнецом маячившего далеко на горизонте Duster 3. Французы даже срастили румынскую Dacia и российскую Lada в единый бизнес-юнит Dacia-LADA.
— АвтоВАЗ внесет значительный вклад в план Renaulution — новую стратегию развития Groupe Renault… Идея создания бизнес-единицы заключается в том, что Dacia и LADA останутся отдельными компаниями со своими собственными брендами, историей и стратегией, но они выиграют от более целенаправленного и скоординированного управления. Самое главное, что компании будут лучше интегрированы в систему Groupe Renault, чтобы с максимальной эффективностью использовать синергический эффект… Запуск полностью новой Niva в 2024 году ознаменует крайне важную для LADA веху в России и откроет новые горизонты для Бренда.
«Полностью новая Niva» — это вот про Duster 3 с чуть иным дизайном кузова и, наверное, более старомодной линейкой силовых установок. Последние не очень понравились бы Грете Тунберг, зато старый-добрый 1,5-литровый дизелек тянул бы «Ниву-2» по полям да по полям, что твой синий трактор!
Фото: архив 66.RU и фирмы-производителя |
---|
От той истории нам остались только два невнятных эскиза будущей «Нивы» на платформе «Дастера». Впрочем, если приглядеться, и по ним видно будущее родство. Сравните заднюю стойку кузова эскиза «Нивы» и получившийся Duster 3. |
Но история выбрала другую развилку, и вот уже о Duster мы говорим как о чем-то далеком, как о недостижимой роскоши из капстран. А по конвейеру ВАЗа продолжает плыть оригинальная «Нива», которая успела отметить 46-летний день рождения, и Niva Travel, которая тоже, на поверку, старше меня.
Вместо постановки на конвейер моделей на глобальной модульной платформе АвтоВАЗ решает другие задачи:
Фото: архив 66.RU и фирмы-производителя |
---|