Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.
Согласен

«В Екатеринбурге будут собирать автомобили и бытовую технику». Почему этого никогда не случится

Колонка
17 ноября 2023, 10:31
Фото: коллаж Анастасия Кеда, 66.RU
Широко обсуждается новость о создании Особой экономической зоны на Среднем Урале, где, возможно, наверное, скорее всего, ориентировочно в 2026-м начнут собирать автомобили! Наш автомобильный обозреватель полон скепсиса.

Про бытовую технику не знаю, но автомобили в планируемой ОЭЗ китайские вендоры не будут производить точно. И вообще никакие вендоры не будут. Из осени’23 уверен в этом на 99,999% (а я в своих уверенностях пока, увы, ни разу не ошибся).

Во-первых. После отхода западных и восточных партнеров на более выгодные рубежи по всей стране стоят бесхозные, ничейные заводы. У кого-то сменились собственники, кто-то (как Hyundai) не говорит ни «да», ни «нет». В любом случае городить какой-то новый огород на каком-то Среднем Урале совершенно незачем и некому: в любой момент можно зайти на готовую инфраструктуру в Тольятти, Ижевске, Елабуге, Петербурге, Москве, Калуге. Цена ей — грош, даже если что-то еще стоит ненационализированное.

Отсюда вытекает второй момент: даже с такими вводными (пустые заводы на 3+ млн шт. продукции) за минувшие полтора года никто из дорогих восточных партнеров всерьез ничего не начал. Да, на готовой инфраструктуре. Даже исторический визит товарища Си не сдвинул тектонические плиты.

«В Екатеринбурге будут собирать автомобили и бытовую технику». Почему этого никогда не случится
Фото: архив 66.RU

Завод Lada в Ижевске. Простаивает.

Есть отдельные опыты по переклейке шильдиков с малопонятных китайских на понятный «Москвич», но в целом «индустрией» тут не пахнет. Самый крупный индустриальный проект — калининградский Автотор с отверточной сборкой целой россыпи брендов. Но и те — из числа аутсайдеров домашнего рынка и по принципу «лишь бы чем занять конвейер». Покупать это пока никто не разбежался, заводские склады то и дело забиты неликвидом.

В этом месте мы еще раз проговорим и зафиксируем два момента:

  • в стране готова огромная и совершенно пустая автопромышленная инфраструктура;
  • никто из китайских товарищей ею всерьез не интересуется.

И вы реально думаете, что заинтересуются, когда появится еще одна (на сей раз — пустая) ОЭЗ? Следующий и уже не риторический вопрос — а почему не интересуются?

Ответ может затянуться.

«В Екатеринбурге будут собирать автомобили и бытовую технику». Почему этого никогда не случится
Фото: архив 66.RU

Завод Nissan в Петербурге. Простаивает.

На поверхности — боязнь серьезных больших мальчиков попасть под вторичные (третичные) санкции еще более серьезных мальчиков. Подставлять шею из-за сотрудничества с маленьким (и продолжающим сжиматься) токсичным российским рынком не будет никакое Chery, Geely и иже с ними.

Чуть менее на поверхности — тонкая восточная душа и подход к работе. Понять которые проще всего на антитезе — противопоставлении — с подходом к работе западной души.

Англосаксонскому (римскому, византийскому, etc.) капитализму не одна тысяча лет. Он простой, понятный и сводится к догмам Тони Роббинса вида «Ты мне — я тебе», «Нормально сделал — нормально будет», «Как потопал — так полопал». А самое главное: западный капитализм — это всегда история фамильная, династийная, поколенческая. В конечном счете мы покупаем автомобили и запчасти не у российских юрлиц, а у семейств Пиехов-Порше, Форда, Боша, Сименса, Ситроена и т. п.

«В Екатеринбурге будут собирать автомобили и бытовую технику». Почему этого никогда не случится
Фото: архив 66.RU

Завод Volkswagen в Калуге. Простаивает.

Фамильный, династийный принцип западного капитализма предполагает (взаимовыгодную) дружбу семьями на протяжении поколений. Никто не хочет в здравом уме впарить мне один раз Volkswagen. Семье Пиехов-Порше интересно посадить на Volkswagen меня, после — моего сына, и сделать все возможное, чтобы мой сын помог сесть на Volkswagen своему сыну (или дочке).

Поэтому когда Volkswagen приходит в Россию, самое главное — он не просто зарывает в землю какие-то деньги, он устанавливает династийную связь российской земли с династией Пиехов-Порше.

А теперь, значит, подход к работе восточный и его философия. Я знать не знаю, какая там философия — в хитросплетениях Сунь Цзы пусть востоковеды разбираются. Но вот подход к работе у них диаметрально противоположный.

«В Екатеринбурге будут собирать автомобили и бытовую технику». Почему этого никогда не случится
Фото: фирмы-производителя

Линия Skoda на заводе ГАЗ в Нижнем Новгороде. Простаивает.

Например, Renault и Volkswagen заключали с дилерами на местах договоры сразу на 4–5–6 лет. При подготовке этого текста я уточнил, оказалось правдой: новоприбывшие китайские импортеры заключают с дилерами на местах годовые контракты. Что как бы намекает нам на горизонт планирования восточных партнеров.

Все вместе, в свою очередь, подводит меня к простым выводам, главный из которых — никто из китайского автобизнеса и не думает начинать здесь всерьез. Восточный товарищ посмотрел на происходящее и смекнул:

«У большой северный сосед Иван — проблем. Надо успеть большой сосед Иван сбагрить побольше второй сорт не брак продукция в обмен на нефритовый залежь и дешевый газ. Помогать сосед Иван строить автомобильный промышленность — не надо, надо успевать в момент сорвать барыш. Инвестировать в сосед Иван не будем: глупый германский лаовай уже инвестировать в Иван два миллиард европейский деньги — назад лаовай получить сто с небольшим миллион. Не надо в такой инвестиционный погода ходить, надо Иван-дурак побольше Джак-Коренной-Москва-Житель напихать. Нормально торговать с товарищ Неуловимый Джо надо. А злить товарищ Неуловимый Джо — не надо. Не будем ходить в Катеринагород Свердловск Провинция, там нет нефритовый прибыль. Но бакшиш будут предлагать — надо взять».

«В Екатеринбурге будут собирать автомобили и бытовую технику». Почему этого никогда не случится
Фото: фирмы-производителя

Завод Renault в Москве. Там приклеивают шильдики к китайским JAC.

Кирилл Зайцев