С 2018 года в Екатеринбурге начали перенастраивать светофоры. Тогда ГИБДД обязала власти города изменить схемы регулирования очередности пропуска транспортных средств и пешеходов на 58 перекрестках в разных районах. Этого требовал ГОСТ Р 52289–2004 — «для повышения уровня безопасности пешеходного движения», а если выражаться проще — чтобы машины реже сбивали людей при поворотах.
Светофоры модернизируют и устанавливают на них дополнительные секции. В 2023 году администрация города планировала сделать более 450 «умных» светофоров. Вначале ввели отдельные фазы движения. Светофоры настроили так, что в момент, когда проезжую часть пересекали пешеходы, двигаться транспортным средствам стало запрещено. Совсем. Даже поворачивать направо или налево, предварительно пропустив пешеходов, как это можно было делать раньше.
Для безопасности в городе также устанавливают заборы, которые разделяют тротуар и проезжую часть. Их конструкция «напомнила» некоторым жителям трусы. Бюджет на их установку ежегодно увеличивают. В 2022 году на заборы потратили 12,8 млн рублей, в 2023-м — 14,1 млн рублей, а в 2024-м — уже 15,5 млн рублей. Всего с 2021 г. по 2030 г. на установку направят 185,4 млн рублей из городской казны.
Фото: 66.RU |
---|
После перенастройки светофоров количество пробок в Екатеринбурге увеличилось. В начале эксперимента движение встало на перекрестке Ленина — Карла Либкнехта. На участке дороги в центре города образовывались пробки несколько дней, причем не только в часы пик. Пришлось возвращать старую схему движения. Потом по такой же причине в глухую пробку встала улица 8 Марта на подъездах к Большакова.
«Заборы-трусы» стали мешать уборке улиц. Бывший мэр Александр Высокинский назвал их «кладбищенскими оградами», а действующий глава Алексей Орлов в начале июня 2021 года предложил убрать ограждения вдоль дорог. В итоге после согласования с Госавтоинспекцией в городе нашли 73 км ненужных заборов, которые убрали. Несмотря на это, две трети ограждений осталось.
На практике ограждения не всегда защищают пешеходов. Так, в октябре на Уралмаше водитель не вошел в поворот, врезался в установленный забор и сбил ожидающих транспорт людей. Два человека — мужчина и женщина — погибли. Пострадала еще одна женщина — ее доставили в 23-ю ЦГБ с легкой травмой.
С 2018 года число сбитых пешеходов на улицах Екатеринбурга существенно не уменьшается. А на следующий год после начала установки заборов и перенастройки светофоров таких аварий, наоборот, стало больше.
Фото: Анастасия Кеда, 66.RU |
---|
В 2023 году за 10 месяцев инспекторы зарегистрировали больше ДТП, чем за весь 2022 год: 345 аварий с наездом на пешехода против 333. В этом году погибли 23 человека, еще 341 получил травмы разной степени тяжести. Почти половина от всех происшествий (142) произошли на пешеходном переходе (рост на 9,2%): 6 человек погибли, 144 — пострадали.
В ГИБДД считают, что никакие технические средства не способны предотвратить трагедию, если водители и пешеходы будут вести себя безответственно.
«Надеяться на инженерное обустройство надо, но еще надо надеяться на свою сознательность, обучать детей, самим подавать им пример. Всем надо приложить усилия», — сказал на пресс-конференции заместитель начальника Управления Госавтоинспекциии ГУ МВД России по Свердловской области Дмитрий Кузнецов.
Мэрия устанавливает заборы по предписанию инспекторов. Городские власти обязаны им следовать, поэтому светофоры продолжат перенастраивать.
Замначальника ГИБДД ГУ МВД по Свердловской области Денис Колясников назвал новую схему регулирования движения на перекрестках эффективной. «Мы уделяем этому большое внимание и отказываться от этой системы не будем», — заявил Колясников в 2022 году, отвечая на вопрос 66.RU.
Ограждения тоже не будут убирать. В областном минтрансе установку заборов считают эффективной мерой защиты пешеходов. «Пешеходное ограждение регламентировано национальными стандартами. Оно показало свою эффективность с точки зрения организации движения пешеходных потоков. Иными словами, ограждения действительно позволяют исключить хаотичное движение пешеходов и снизить аварийность на дорогах», — сказал на пресс-конференции в июле 2023 года начальник отдела организации дорожного движения свердловского минтранса Евгений Мышленник.
Чиновники признали, что после перенастройки светофоров «пробки с нами теперь навсегда».
«Я призываю не создавать себе проблему, а там, где сложились нормальные автобусные маршруты, рассматривайте вариант пользования общественным транспортом. Не нужно брать свою машину и прогуливать ее ежедневно по пробкам», — заявил министр транспорта и дорожного хозяйства Свердловской области Василий Старков.