Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.
Согласен

Утильсбор на ввезенные в страну машины вырос в сотни раз. Три истории автовладельцев

ясно-понятно Жить дорого
9 ноября 2023, 10:03
Фото: архив 66.RU
Если до нововведений граждане в среднем платили 5 тыс. рублей, то сейчас в некоторых случаях им предлагают заплатить 1,3 млн рублей и больше.

Что изменилось

С 1 августа в стране вырос утилизационный сбор. С 9 октября он стал еще выше — вступило в силу постановление правительства от 17.10.2023 № 1722. Теперь если один владелец в течение года продаст машину другому, то придется доплатить разницу по ставкам утильсбора для юрлиц.

То же самое будет, если компания ввезет иномарку на территорию Евразийского экономического союза, а гражданин потом импортирует ее в Россию.

Регулировать порядок оплаты утильсбора теперь будет Федеральная таможенная служба. Раньше за этим следила налоговая. Расчет утилизационного сбора и документы к нему нужно будет подавать в таможенные органы одновременно с подачей декларации.

Сколько платить

Тарифы зависят от возраста и объема двигателя автомобиля.

Новые машины:

  • С объемом двигателя 2-3 л — 844 тыс. рублей.
  • С объемом 3-3,5 л — 970 тыс. рублей,
  • Более 3,5 л — 1,25 млн рублей.

Б/у машины старше трех лет:

  • С объемом двигателя 2-3 л — 1 млн 279 тыс. рублей.
  • С объемом 3-3,5 л — 1 млн 485 тыс. рублей.
  • Более 3,5 л — 1 млн 624 тыс. рублей.

Такие тарифы должны действовать для тех граждан, которые перепродают автомобиль в течение одного года после ввоза или планируют использовать его для заработка. Утильсбор повышали, чтобы автосалоны не ввозили иномарки по «серому» импорту.

Новые тарифы не должны были касаться граждан, которые ввозили автомобили с объемом двигателя до трех литров для личного пользования. Для них должен действовать механизм уплаты утильсбора по льготному тарифу — 3,4 тыс. рублей за новые автомобили до трех лет и 5,2 тыс. рублей за машины старше трех лет.

Чтобы оплатить сбор по льготному тарифу, необходимо соблюсти три условия:

  1. Указать в расчете утилизационного сбора, что транспортное средство нужно для личного пользования.
  2. Зарегистрировать транспортное средство в ГИБДД на непосредственного плательщика утилизационного сбора в течение 12 месяцев с даты оформления таможенного приходного ордера.
  3. Автомобиль не должен помещаться под какие-либо таможенные процедуры, предусмотренные Таможенным кодексом Евразийского экономического союза (за исключением таможенной процедуры таможенного транзита).

Что происходит

У автовладельцев возникли проблемы из-за последнего пункта. С введением новых правил стало бессмысленно растаможивать импортные автомобили в странах ЕАЭС — Армении, Казахстане, Белоруссии или Киргизии. Если раньше при покупке иномарки можно было пройти таможню по правилам условной Киргизии и сэкономить на пошлинах, то теперь при сохранении общих таможенных правил пошлину при пересечении российской границы заменил утильсбор.

В такой ситуации оказался Максим Лошкарев из Новосибирска.

«Автомобиль пересек границу РФ 21 октября 2023 года, есть документальные подтверждения. Сразу были поданы документы на оформление электронного паспорта на машину и свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства, но срок их изготовления составил порядка 7 дней. На руки мы получили их только 30 октября. И выяснилось, что вместо 3400 рублей утилизационного сбора мы теперь должны государству 844 800 рублей. У нас нет таких денег. Мы не можем заплатить такой утилизационный сбор», — рассказал мужчина в эфире Business FM.

Сумму в 100 раз больше пришлось заплатить Марии из Омска.

«Мой хороший товарищ приобрел автомобиль в Киргизии, 14 октября пересек границу, все было нормально, документы в порядке. Так как Киргизия входит в Таможенный союз, то нужно было заплатить только утильсбор. Автомобиль старше трех лет, поэтому он составлял 5,2 тыс. руб. Когда мне сделали все документы, 29 октября, на следующий день, я пошла в таможню, и там мне озвучили сумму в 525 тыс. рублей То есть мы везли автомобиль для себя, не для перепродажи, собирались лично им пользоваться. Сейчас получается так, что нужно либо платить 500 тыс. рублей, либо невозможно оформить машину», — цитирует девушку «Ъ».

А семейной паре из Екатеринбурга предложили заплатить за машину 2017 года выпуска сумму в 246 раз больше, чем они предполагали.

«Моему мужу привезли автомобиль из Киргизии 3 октября. Машине выдали электронный паспорт 12 октября. Через время документы отправили моему мужу, он поехал с ними в таможню, и там ему сказали, что надо заплатить утилизационный сбор в размере 5,2 тыс. рублей. Муж в этот же день его оплатил, но обратно на таможню не приехал. По семейным обстоятельствам мы смогли приехать туда только 30 октября. Там ему сказали, что за этот автомобиль надо заплатить коммерческий утильсбор в размере 1 млн 279 тыс. рублей. Мы были разбиты и подавлены. У нас нет таких денег», — рассказала 66.RU Наталья.

Реакция властей

Жители Екатеринбурга, которым надо платить сбор по новым тарифам, записали видеообращение к президенту. Они просят главу государства перенести срок вступления в силу новых изменений на 30 дней, до конца ноября. Такое обращение записали также жители Новосибирска.

В Госдуме отреагировали на жалобы автомобилистов. Председатель комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослав Нилов предложил пойти навстречу тем, кто оказался в такой ситуации вынужденно, и ввести временный мораторий.

«Я уже дал соответствующее поручение экспертной группе по защите прав автомобилистов, мы проанализируем проблемы и выработаем конкретные предложения по тому, как их решать. Если потребуется, направим обращение к правительству. Если будет нужно изменение нормативных актов, инициируем соответствующие поправки и скорректируем действующие нормы в интересах автомобилистов», — рассказал он «Парламентской газете».

  • С 1 августа 2023 года в России проиндексировали утилизационный сбор. Президент Владимир Путин назвал увеличение тарифов результатом общей дискуссии.
  • Ставку утильсбора в среднем проиндексировали в 1,7–3,7 раза на легковые автомобили, в 2,5–3,4 раза — на легкие коммерческие автомобили, в 1,7 раза — на грузовые автомобили. На автобусы утильсбор вырастет в среднем в 2,2–4,8 раза, на электробусы — в 8,7 раза.
Анна Митчина