Трасса, которая видела яркие баталии Боттаса и Райкконена, чудовищную аварию Сайнса-младшего и фатальный (для его карьеры) краш Квята, прекратит свое существование в ближайшее время. В пресс-релизах кардинальная перестройка игриво называется «продолжит существование в укороченном варианте», но мы-то понимаем.
От формульной трассы останется кое-что: стартовая прямая + последние повороты прежней конфигурации. Всего 2,3 км от былых 5,8. Все остальное сделают пешеходной зоной (хотя в перспективе нельзя исключать появление ТРЦ или элитной высотки с видом на море и олимпийское наследие).
Фото: архив 66.RU |
---|
Олимпийское наследие |
Все это по-своему грустно, потому что «королевские гонки» в СССР/Россию тащили за уши многие десятилетия. И всегда казалось — вот-вот, еще чуть-чуть, но каждый раз то одно, то другое, и все многочисленные проекты на стационарных ли, временных ли трассах кончались примерно ничем. В 80-х, например, титул первого гран-при за железным занавесом примерила социалистическая Венгрия, хотя промоутер серии, Берни Экклстоун, ездил в Союз и даже предварительно включал Soviet GP в календарь чемпионата мира.
Фото: архив 66.RU и команд-участниц |
---|
Создатель одной из крупнейших спортивных империй в истории. 73-е место в списке богатейших людей Британии (£ 2,498 млрд состояния). Берни Экклстоун. Сам. Общается с прессой в кулуарах SochiGP. Ни карантина до встречи, ни охраны на встрече, ни согласования с PR-свитой о встрече в принципе. Мы просто сидели и работали в пресс-центре. Он просто зашел: «Есть вопросы?» Глыба. |
В 90-е проекты российского этапа F1 вылетали как из рога изобилия. На роль будущей трассы сватали то подмосковное Тушино, то московское же Крылатское, то Тулу. Судьба в итоге распорядилась иначе и только в начале «десятых»: российский Гран-при решили проводить в столице зимних Олимпийских игр на берегу Черного моря.
С одной стороны, дополнительный импульс городу-курорту. С другой — редчайшая возможность сохранить дорогостоящее олимпийское наследие. В Афинах и Сараево, напомню, оно просто гниет и зарастает мхом. Тут вроде как зарастать не будет. Придворный архитектор F1 Герман Тильке вписал хитровымученные повороты в Олимпийский парк, что тянуло за собой как хорошее, так и плохое.
Фото: архив 66.RU и команд-участниц |
---|
Великий Ники Лауда (1949–2019) на фоне болида Marussia Жюля Бьянки. На дебютном Гран-при России команда выступала только с одним пилотом — Максом Чилтоном. Его напарник на предыдущем этапе попал в аварию, получил тяжелейшую травму головы и после длительного лечения скончался в июле 2015-го. В Сочи'2014 машина Жюля стояла в боксах команды в полной боеготовности в знак уважения. |
Возвращаясь к изначальной задумке. Хорошее — олимпийские объекты вроде как при деле и красиво дополняют трассу. Что особенно заметно на пролетных планах с вертолета: сочетание гор с одной стороны, моря с другой и серой ленты асфальта между нарядными стадионами создавали невероятную картинку. В телевизоре смотрелось очень эффектно и служило отличной рекламой города-курорта на весь белый свет (телевизионная аудитория F1 — порядка полумиллиарда человек).
Фото: архив 66.RU и команд-участниц |
---|
За 9 лет до «хрюкающих подсвинков», «Сатаны, Люцифера, иблиса», «нацистов-наркоманов», «западной псарни», «свинтивших уродов», «европейского свинарника», «интеллектуальных пигмеев» и «бешеных собак с текущей изо рта ядовитой слюной». |
Полумиллиардная аудитория видела не только захватывающие кадры с красотами главного российского города-курорта — были там и другие кадры. Я одинок в своем убеждении, оттого еще сильнее убеждаюсь: ради них и были задуманы траты по ~$10 млрд ежегодно.
Возвращаясь к достоинствам и недостаткам трассы внутри олимпийского наследия. Нес такой подход и нехорошее: зажатая в рамки и конфигурацию олимпийских объектов, трасса получилась очень специфичной и подарила нам немало «паровозных» гонок, в которых лидер если и менялся, то или случайно, или путем тактических игр с пит-стопами и резиной.
Фото: архив 66.RU и команд-участниц |
---|
Категорически приветствует |
За «скучные» гонки с минимальным количеством обгонов и интриги SochiGP ругали все годы проведения российского этапа. При этом на трассе скучно не было никому. Это вообще два довольно разных экспириенса: тусовка на трехдневном «опен-эйре» с воем моторов на фоне — и телевизионный просмотр на диване.
Фото: архив 66.RU |
---|
«Свадьба, эх — запотевший пузырь» © |
Второе действительно можно заканчивать на открывающих кадрах с красивым пролетом вертолета над морем, горами и Олимпийским парком. Первое — в мягком сочинском климате, под жарким черноморским солнцем, с обилием активностей, рассыпанных по трассе и около, с концертами звезд первой величины — это всегда фан и веселье.
Фото: архив 66.RU и команд-участниц |
---|
«Русская стена»: 3 «золота» и 1 «серебро» Олимпийских игр гуляют по паддоку |
И все это — с неизменно роскошной организацией: F1 в Сочи в плане менеджмента всех процессов — то немногое, за что во все годы проведения хотелось страшно гордиться на весь свет. Десятки тысяч человек на ограниченном пространстве — и ни столпотворений, ни переломанных в давке рук и ног. Четко. Слаженно. В темпе и графике.
Была у российского Гран-при и еще одна малопонятная широкой публике особенность. В душный, насквозь корпоративный мир обтекаемых формулировок и максимально гладких парламентских выражений мог ворваться не только кто-нибудь из грандов мировой гладкой прессы, но и разная деревня. И нахально выдать что-то неудобное, на больную мозоль, Квяту в лицо. Или вообще ошарашить почтенную публику, привыкшую вокруг да около и непредметно:
— Cyril Zaytsev, six-six-dot-ru. Question for Kimi Raikkonen…
Пресс-центр ложился на пол. В пафосном Спа или чопорном Монако такой тон и прямолинейность мы найдем едва ли. На сочинском Гран-при можно было и так.
За пределами F1 «Сочи Автодром» раскачался до испытательно-развлекательной площадки с мощным уникальным торговым предложением: климат. Moscow Raceway с октября по май дремлет, как дремлют «Смоленское» и «Нижегородское» кольца.
На «Сочи Автодроме» же активности в ноябре и январе — норма. И активностей тех было немало: от фестивалей и марафонов до заводских и журналистских испытаний. Навскидку вспоминаются запуск обновленного Porsche 911 в 2016-м, его принципиального (и тоже обновленного) конкурента Nissan GT-R летом 2017-го.
Ну, разная экзотика была вроде прохвата на считанных, штучных 918 Spyder от Porsche (правда, только пассажиром) и полноценной сессии на таких дефицитных в 2020-м Taycan.
Ну, и по мелочи: там снимали телешоу, блоги, рилсы, тик-токи. Не забывая при этом и о развитии коренного направления — собственно гонок. Помимо F1, на «Сочи Автодром» регулярно заезжали и другие серии — в том числе мировые вроде кузовного первенства WTCR, финал которого первый (и последний раз) состоялся на российской трассе в конце 2021-го.
Фото: архив 66.RU и команд-участниц |
---|
У Даниила Квята, уроженца Уфы, на, будем считать, «домашней» трассе было все: от триумфа (сенсационное 5-е место на слабенькой Toro Rosso в квалификации-2014) до фиаско (авария на старте Гран-при – 2016 и последовавшая отставка из топ-команды Red Bull). После последнего на топ-уровень Квят уже не вернулся и отправился в серии попроще. |
С 2023-го F1 и другие мировые активности должны были сместиться на свежепостроенную «Игора Драйв» в Ленобласти. Широкие массы еще в 2021-м стали потихоньку готовить к сворачиванию автодрома сочинского: там для местных жителей и общественности резко стало как-то шумно, да и к образовательному «Сириусу» не пройти, и гулять-то в Олимпийском парке негде…
Фото: архив 66.RU и команд-участниц |
---|
Тонкий троллинг, понятный никому. Какой-то чувак в футболке «MICHAEL SCHUMACHER» пьет (вятский квас) с вице-чемпионом мира и принципиальным соперником Михаэля Шумахера. В глазах первого — немой упрек за Спа-98. Ди-Си с шотландским хладнокровием не замечает. |
Но уже в 22-м стало понятно, что даже без вмешательства недовольной общественности ни F1, ни WTCR ни в Сочи, ни где-либо еще в России мы не увидим. Глава «королевских гонок», Стефано Доменикали, прямым текстом сказал что-то вроде «никаких переговоров с РФ не ведем и не будем». Полувековая история с попыткой привести F1 (и большой автоспорт) в Россию считается оконченной.
Фото: архив 66.RU и команд-участниц |
---|
Маурицио Арривабене и его классический орлиный взор. Под руководством харизматичного итальянца итальянская Ferrari с максимально итальянским составом инженеров и управленцев была как никогда в последнем десятилетии близка к чемпионскому титулу. И не стала. Берни Экклстоун сказал: это потому, что Scuderia стала «слишком итальянской», как бы намекая на очень расслабленный (разгильдяйский) подход ко всему. |
Причастные (гонщики, маршалы, журналисты) в соцсетях грустят. Хотя, если вдуматься, все происходящее вполне в духе текущего Контекста. Еще недавно метивший на «№ 1 в Европе» авторынок меряется тиражами с Ираном и Вьетнамом, еще недавно самый крупный автопром Восточной Европы изучает передовые практики КНДР, еще недавно одно из мест притяжения мирового автоспорта довольствуется проведением «Кубков Водокачки» и сокращается до 2,3 км.
Могло ли быть иначе?