Правительство РФ ввело временное ограничение на экспорт автомобильного бензина и дизельного топлива для стабилизации внутреннего рынка. Постановление подписал глава кабмина Михаил Мишустин.
«Временные ограничения помогут насытить рынок топлива, что в свою очередь позволит снизить цены для потребителей. Ранее для стабилизации ситуации на топливном рынке правительство увеличило нормативы поставок автомобильного бензина и дизельного топлива на биржу», — заявили в пресс-служба правительства.
Розничные цены на бензин и дизельное топливо с начала нынешнего года по 18 сентября выросли на 9,4%, следует из данных Росстата. Уже к концу лета скачок цен на бензин в России стал одним из самых сильных за последние 10 лет.
Ранее аналитики перечисляли следующие причины роста цен на топливо:
- Сокращение демпферных выплат нефтегазовым компаниям в два раза. С 1 сентября правительство изменило порядок выплат, которые покрывали часть разницы между внутрироссийскими и экспортными ценами. После этого поставки на внутренний рынок оказались невыгодными.
- Сезонный фактор. Лето и осень — период роста автомобильных путешествий и уборки урожая. «Традиционно осенью растут цены на все, включая бензин, это доказывает статистика последних 30 лет. К сожалению, инфляция разгоняется, также могут вырасти цены и на продукты питания, однако я бы не стал из-за этого паниковать», — считает финансовый аналитик, член наблюдательного совета Гильдии финансовых аналитиков и риск-менеджеров Александр Разуваев.
- Плановые ремонты нефтеперерабатывающих заводов. «Сейчас должны выйти заводы с ремонтов, соответственно, объемы поступления топлива на биржу увеличатся, ситуация стабилизируется», — заявлял вице-премьер Александр Новак в июле.
- Увеличение экспорта. Сильное падение рубля привело к росту мировых цен нефти и нефтепродуктов в рублевом выражении, что добавило привлекательности экспорту. Если раньше за границу уходило не больше 10% производимого в РФ топлива, то сейчас доля выросла до 15–20%. «Независимые» оптовики вынуждены покупать горючее по завышенным ценам и в дальнейшем задирать их еще выше, что в конечном итоге отражается и на рознице», — объясняет глава Фонда энергетического развития Сергей Пикин.
- Логистические проблемы. Особенно они коснулись регионов, где нет своих нефтеперерабатывающих мощностей и топливо нужно доставлять автотранспортом или по железной дороге.