Биржевые и розничные цены на бензин растут с начала лета и продолжают обновлять исторические максимумы. С начала года в оптовой продаже бензин АИ-92 и АИ-95 подорожал на 76%, до 65,1 и 75,5 тыс. рублей за тонну соответственно.
Фото: скриншот 66.RU |
---|
Так выросли цены на АИ-92 за последний месяц. Данные Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи |
Фото: скриншот 66.RU |
---|
А это цены на АИ-95 за период с 2018 года |
Потребительские цены на бензин и дизельное топливо выросли не так сильно — на 7,1% и 4,2%, однако это все равно выше официальной инфляции с начала года — 3,65%. А именно в пределах инфляции правительство старалось удерживать цены на АЗС. Кроме того, южные регионы и Дальний Восток столкнулись с дефицитом топлива.
Фото: скриншот 66.RU |
---|
Динамика роста розничных цен на бензин в рублях за весь период наблюдений |
Фото: скриншот 66.RU |
---|
А так выглядит динамика цен в евро за год. Просто в начале сентября 2022 года евро по официальному курсу ЦБ стоил 60,2 рубля, а в сентябре 2023 года — 104,9. |
Причины
- Сокращение демпферных выплат нефтегазовым компаниям в два раза. С 1 сентября правительство изменило порядок выплат, которые покрывали часть разницы между внутрироссийскими и экспортными ценами. После этого поставки на внутренний рынок оказались невыгодными.
- Сезонный фактор. Лето и осень — период роста автомобильных путешествий и уборки урожая. «Традиционно осенью растут цены на все, включая бензин, это доказывает статистика последних 30 лет. К сожалению, инфляция разгоняется, также могут вырасти цены и на продукты питания, однако я бы не стал из-за этого паниковать», — считает финансовый аналитик, член наблюдательного совета Гильдии финансовых аналитиков и риск-менеджеров Александр Разуваев.
- Плановые ремонты нефтеперерабатывающих заводов. «Сейчас должны выйти заводы с ремонтов, соответственно, объемы поступления топлива на биржу увеличатся, ситуация стабилизируется», — заявлял вице-премьер Александр Новак в июле.
- Увеличение экспорта. Сильное падение рубля привело к росту мировых цен нефти и нефтепродуктов в рублевом выражении, что добавило привлекательности экспорту. Если раньше за границу уходило не больше 10% производимого в РФ топлива, то сейчас доля выросла до 15–20%. «Независимые» оптовики вынуждены покупать горючее по завышенным ценам и в дальнейшем задирать их еще выше, что в конечном итоге отражается и на рознице», — объясняет глава Фонда энергетического развития Сергей Пикин.
- Логистические проблемы. Особенно они коснулись регионов, где нет своих нефтеперерабатывающих мощностей и топливо нужно доставлять автотранспортом или по железной дороге.
Пути решения проблемы
Аналитики сходятся во мнении, что основной способ стабилизировать ситуацию с ценами — вернуть демпфер.
«Возврат демпфера был бы крайне полезен, причем Минфин, по идее, должен исходить из того, что налоговая реформа в отрасли сформировала условия для долгосрочного устойчивого роста цен в опте и рознице, поэтому и величина демпферных выплат, если остановились на таком механизме, должна возрастать по мере роста экспортной альтернативы», — считает начальник управления аналитических исследований ИК «ИВА Партнерс» Дмитрий Александров.
Эксперты отмечают, что существующее соотношение оптовых и розничных цен делает бизнес независимых АЗС убыточным.
«При снижении демпфера продажи бензина и дизеля для многих сетей АЗС становятся убыточными. В сентябре из-за закрытия многих НПЗ на профилактические ремонты и постепенного ухода с рынка низкомаржинальных АЗС цены могут продолжить рост», — говорит эксперт по фондовому рынку «БКС Мир инвестиций» Евгений Миронюк.
Главный директор по энергетическому направлению Института энергетики и финансов Алексей Громов считает, что правительство может прибегнуть к более ощутимым мерам в отношении российских экспортеров.
«Наиболее действенным инструментом, который мог бы повлиять на экспортеров, стало бы лицензирование — выдача экспортных лицензий продавцам нефтепродуктов с фиксацией определенных объемов поставок на внутренний рынок в приоритетном порядке. Если российские власти пойдут на этот шаг, то, мне кажется, порядка в отрасли будет больше и она будет больше поддаваться такому не совсем ручному управлению, а регуляторному воздействию для обеспечения устойчивости внутреннего рынка», — считает Громов.
Когда цены перестанут расти
По словам Алексея Громова, ситуация может начать стабилизироваться в октябре — этому будет способствовать завершение уборочной страды и возможное решение России о прекращении добровольных ограничений по экспорту нефти.
С ним согласен и старший аналитик Альфа-Банка Никита Блохин. Он считает, что в сентябре правительство «перейдет к конкретным мерам по регулированию топливного рынка». «Поскольку усилия правительства в рамках добровольного сокращения экспорта нефти на базе ОПЕК+ явно не принесли облегчения на домашний топливный рынок, регулятор будет вынужден перейти к более конкретным мерам. Так, если ранее лицензирование экспорта рассматривалось как одна из альтернатив, в сентябре эта инициатива может стать реальностью топливного рынка», — говорит эксперт.
Лицензирование, по мнению Блохина, самое перспективное направление и удобный механизм, который позволит правительству не только ограничить круг экспортеров, но решить проблему так называемого «серого» экспорта, предполагающего бесконтрольный вывоз нефтепродуктов.
В тексте использованы цитаты: «Новые известия», News.ru, ТАСС, «Финам», Forbes