Стоимость поездки на такси только по официальной статистике Росстата достигла 32,53 рубля в расчете на 1 километр пути. Это рекордно высокое значение за последние 10 лет, пишет РБК. Владельцы сервисов такси заявляют, что с начала года рост цен в регионах уже составил 25%, в Москве — 40%.
Основные причины роста цен:
- Подорожание автомобилей. На фоне международных санкций, японские и корейские автопроизводители отказались от сотрудничества с Россией, а у российских заводов возникли проблемы с комплектующими. Большинство автомобилей в такси были куплены перевозчиками еще до пандемии, срок их эксплуатации подходит к концу, или они уже выбыли, говороит пресс-секретарь сервиса «Максим» Павел Стенников. Самые бюджетные автомобили, которые три года назад стоили миллион рублей, подорожали еще как минимум на миллион.
- Увеличение стоимости запчастей и расходных материалов. Такси вынуждены поднимать стоимость из-за роста расходов на обслуживание машин.
- Рост стоимости топлива. В конце июля оптовые цены на бензин достигли рекордных значений.
- Рост заработка водителей. Даже если заработная плата водителей не будет индексироваться, для сохранения прежней прибыли на 1 км пробега, тарифы на перевозки придется повышать, считает директор практики «Транспорт и машиностроение» Strategy Partners Роман Тиняев.
- Новый закон о такси.
С 1 сентября 2023 года в России вступит в силу закон «Об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси». Документ обяжет водителей такси, в том числе самозанятых, иметь ОСАГО по тарифу для перевозчиков — он в 10–12 раз дороже стандартного автострахования при одинаковой сумме страхового покрытия.
Также службы заказа такси будут нести совместную ответственность с водителями за возмещение ущерба пассажирам в случае ДТП, если этот ущерб не покрывает ОСАГО.
Не все водители получат допуск к перевозкам. Например, водителем такси не могут быть люди с непогашенной или неснятой судимостью за убийство, причинение тяжкого вреда здоровью, грабеж, разбой, похищение. Также сесть за руль такси не дадут водителям, которых лишали водительских прав или подвергали аресту за нарушение ПДД более одного раза за год. Водители такси также должны будут проходить аттестацию.
В сервисе «Максим» рассказали, что провели эксперимент в Иркутске и Владивостоке, временно закрыв доступ к заказам водителей, несоответствующих требованиям нового закона. В итоге оставшиеся таксисты смогли выполнить не более 2% заявок, а средние чеки выросли в три-восемь раз.
В «Ситимобил» считают, что с сентября 2023 года подорожание услуг такси составит до 30%. В сервисе «Максим» говорят о грядущем кратном росте на услуги перевозки.