Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Так ли плоха была эта «капсула смерти»? История и перспективы «Оки», которую возвращают на конвейер

14 июня 2023, 14:34
Так ли плоха была эта «капсула смерти»? История и перспективы «Оки», которую возвращают на конвейер
Фото: архив 66.RU
Министр Мантуров не против возвращения не только «Волги», но и «Оки». Никакой конкретики у чиновников пока нет, но привезти из Китая машинокомплект и прилепить к нему шильдик — дело нехитрое, поэтому можно ожидать новостей совсем скоро.

История «Оки» началась в 1970-х годах, когда на ВАЗе и других советских предприятиях стартовали работы по созданию малолитражного переднеприводного автомобиля. Вдохновением (назовем это так) для первых прототипов были Fiat 126, Daihatsu Cuore и мотоколяски С3Д.

Так ли плоха была эта «капсула смерти»? История и перспективы «Оки», которую возвращают на конвейер
Фото: фирмы-производителя / архив 66.RU

FIAT 126

Первые экземпляры автомобиля ВАЗ-1111 поспели к 1985-му, серийное производство началось в 1988 году на ВАЗе, а позже перешло на ЗМА и СеАЗ. Автомобиль имел 3-дверный кузов, 2- или 3-цилиндровый бензиновый моторчик, механическую коробку передач.

Так ли плоха была эта «капсула смерти»? История и перспективы «Оки», которую возвращают на конвейер
Фото: фирмы-производителя / архив 66.RU

Один из ранних прототипов, 1982 год

В историю вошел главным образом благодаря анекдотам про «капсулу смерти», «брелок от КАМАЗа» и «Два часа позора — и ты на даче». Заслуженна ли такая слава? Безусловно. При этом было в ней и хорошее: автомобиль отличался небольшими размерами, низким расходом топлива и простотой конструкции. За что приобрел определенную популярность среди молодежи и жителей малых городов, а также инвалидов. Выпуск «Оки» продолжался до 2008 года, за все годы со всех конвейеров сошло порядка 700 тысяч автомобилей.

Так ли плоха была эта «капсула смерти»? История и перспективы «Оки», которую возвращают на конвейер
Фото: фирмы-производителя / архив 66.RU

Запас хода — 110 км, зарядка от бытовой розетки — 8 часов. Это ВАЗ 1111Э, электрическая версия «Оки». Да, задолго до успехов Илона Маска с электричеством экспериментировали в Тольятти. Но у Илона все получилось, у этих почему-то нет.

В «нулевые» проект «Оки» пытался найти какое-то развитие, но не нашел. АвтоВАЗ собрал несколько вариаций «Оки-2» и ездил с ними по выставкам с 1998 по 2004 год. Предполагалось неплохое по тем временам оснащение, включая электростеклоподъемники и «четырнадцатые» колеса. Время шло, прототипы наматывали ходовые километры, но в серию ничего так запущено и не было — экономика маленького автомобиля раз за разом не билась: себестоимость разработки и производства микромобиля на выходе мало отличается от себестоимости разработки и производства мобиля не микро. А заработок в итоге разный: на микромобили в России спрос вялый. Поэтому проекты возрождения «Оки» раз за разом сдувались. До дна сегодняшнего.

Так ли плоха была эта «капсула смерти»? История и перспективы «Оки», которую возвращают на конвейер
Фото: фирмы-производителя / архив 66.RU

Прототип «Оки-2» в вазовском музее

Как могла бы выглядеть «OK.a 2.0», мы пофантазировали с нейросетями. Сберовский «Кандинский» считает, что она будет очень футуристичной и с вайбами «ФИАТ 500».

Stable Diffusion, наоборот, думает приземленно-ретроградно. Новая «Ока» в его представлении — это что-то из 60-х и в хипповых кислотных цветах.

Примерно в ту же сторону смотрит DALL-E 2: его «Ока-2» отдает запахами серого гранита, дефицита и пломбира по 48 копеек.

Хотя в итоге все сведется к переклейке шильдика какого-нибудь аутсайдера китайского автопрома, как это было не раз.