— А если все бросить и уехать в Дубай?
— Куда «бросить»? У меня тысяча человек персонала, у всех кредиты-ипотеки.
— Федералам продать?
— Каким «федералам»?
— «Авилону», там.
— «Авилону» самому бы выгрести.
Этот диалог с собственником крупного холдинга состоялся в 2015-м, но актуальности не потерял ничуть — даже приобрел. В годы оные вся дилерская инфраструктура выстраивалась в расчете на первый рынок в Европе и 3+ млн проданных штук ежегодно. Поэтому выстраивалась основательно и с размахом. Если в старушке-Европе автосалон можно было изладить в ближайшем сарае, то в России — только во дворце с новейшим брендингом и португальской плиткой в туалете.
Когда продажи покатились к полумиллионным тиражам, инфраструктура оказалась избыточной, а заложенные смыслы извернулись на добрые 180 градусов. Вот тут, например. Некогда самый крупный — на минуточку! — ДЦ BMW в России и один из крупнейших в Европе.
Фото: архив 66.RU |
---|
Я был на его открытии и общался с (тогда) главой марки в России Петером Кроншнабелем. Герр Кроншнабель смотрел мне в глаза и вкрадчиво, но настойчиво говорил, что «Клиенты BMW — культурные люди». Читатели в комментариях громко смеялись (всей маршруткой). Салон в итоге долго не проработал и после череды скандалов закрылся. Сейчас там так — и этой картинкой я могу объяснить вообще все.
Фото: архив 66.RU |
---|
По соседству в то же время открылся ДЦ другой немецкой марки — Volkswagen. На его запуске мы тоже общались с топ-менеджером, Франком Виттеманном. Герр Виттеманн тогда поразился начитанности и образованности локальной прессы, которой (к черту скромность!) даже переводчик не нужен.
Фото: архив 66.RU |
---|
Сегодня вместо «Фольксвагена» там простой китайский JAC, к которому скоро добавится не менее простой китайский «Москвич». И в этой картинке, если вдуматься, тоже бездны смыслов.
Фото: архив 66.RU |
---|
Вместо другого ДЦ Volkswagen — не простой, а премиальный китайский. EXEED. Но старый брендинг снять не успели, поэтому все выглядит весьма сюрреалистично: вывески обещают «заботу о твоем Volkswagen», но под ними стоит не Volkswagen.
Фото: 66.RU |
---|
С Франком Виттеманном мы встретились еще через несколько лет, но уже в здании дальше по улице. Герр Виттеманн тогда перешел из VW в Jaguar-Land Rover, я — с шаурмы «классической» на «сытную». Нашим диалогом из того дня можно иллюстрировать поговорку про планы, смех и бога:
— Сравнивать сегодняшнюю ситуацию с кризисом 2008 года будет некорректно?
— Нет, я верю, что политические решения между Россией и Западом не будут жесткими, что будет найден дипломатический путь решения всех конфликтов и серьезного экономического обвала не случится.
— В случае, если Евросоюз введет экономические санкции, отразится ли это как-то на импорте автомобилей в страну?
— Это ударит по всему российскому рынку. Но я думаю, что ЕС все-таки не будет применять к вашей стране жестких мер реагирования.
Сейчас на моих глазах с салона JLR рабочие срывают обшивку — как любитель драматизма и метафор, я и в этом вижу глубокий символизм. Скоро тут будет китайский TANK.
Фото: архив 66.RU |
---|
Дилеры Renault массово переходят под крыло «Москвича». Благо, как говорят, управленческая команда нового бренда полным составом перешла из «Рено Россия». Поэтому старые методики, стандарты и протоколы по принципу copy-paste просто переносятся на новые бланки. Но документооборот — документооборотом, а продукт все же новый и ни разу не «Рено».
Фото: архив 66.RU |
---|
По соседству с товарными остатками официальных (а то и произведенных в РФ!) автомобилей у всех дилеров сейчас как в 90-е — машины менее официальные, зато любых марок и моделей. Нет больше импортеров, чтобы указывать, что везти, а что не везти. Свобода. Везут все в частном порядке, то есть на гарантию, а тем паче на отзывные кампании в случае чего рассчитывать не приходится — только на доброту дилера, который теперь сам себе импортер. В одном месте мне назвали гарантийный срок две недели. Щедрая душа.
Фото: архив 66.RU |
---|
«Параллельный» Hyundai Baon из Кореи как альтернатива «Крете». Правда, кому он со 100-сильным мотором за 2,2+ млн сдался — не очень понимаю. Тут реально в сторону «Москвича 3» за 1,95 посмотришь. |
На стоимости, правда, параллельность импорта если и сказалась, то в сторону удорожания. Без всякого параллельного накануне карантина можно было взять локальный топовый Solaris за 1,055 млн. Сейчас такой же, только серый и с шильдиком Accent, ввезенный из Китая, вдвое дороже. Зато как никогда легко стало найти ответ на вопрос «достаточно ли я элитарен?». Надо просто понять, по карману ли тебе Accent «от 1,95 млн».
Фото: архив 66.RU |
---|