Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Продмаги, рынки, снасти: посмотрите, во что превратились вчерашние дворцы автомобильных дилерских центров

21 декабря 2022, 16:28
Продмаги, рынки, снасти: посмотрите, во что превратились вчерашние дворцы автомобильных дилерских центров
Фото: архив 66.RU
Сегодняшний кризис далеко не первый для авторынка. Прежние ломали не только самых слабых игроков, но и опытных профессионалов отрасли. Что на месте этих некогда сияющих салонов находится сейчас.

Первый масштабный кризис в новейшей истории российского рынка выпал на рубеж 2008–09 гг. Продажи у всех тогда упали минимум вдвое, обслуживать (преимущественно валютные) кредиты стало не на что — «официалы» посыпались. Одним из первых — салон «МС» Андрея Кононова, первопроходца марки Skoda не только на Урале, но в России в целом: «МС» торговал «Шкодами» (2001) еще до появления в России отдельного представительства, «Шкода Ауто Рус» (2004). Но опыт и связи с чешской маркой не помогли: на месте Skoda еще какое-то время пытались продавать автомобили таганрогского «ТАГаз», но и «ТАГаз» после череды скандалов (например, воровство конструкции Lacetti у корейцев) канул в Лету, его дилеры, соответственно, вместе с ним.

Еще один салон Андрея Кононова прожил куда дольше. Это тоже дилер Skoda, хотя изначально на его месте задумывалось продавать Audi и SEAT. Собственно, характерная округлая форма здания — это от Audi, по требованиям и стандартам которой ДЦ начинали возводить. Но с Audi не получилось, SEAT в очередной раз зашел-вышел из России — в итоге «Карро» продавали ту же «Шкоду», что «МС». Но куда увереннее и успешнее: в 2011-м салон с шумом отметил 10-летний юбилей, но вскоре был продан пермскому «Автогранду» — дилер VW по соседству. Но у «Автогранда» дела пошли менее уверенно, к «двадцатым» годам помещение пришлось освободить — теперь там продуктовый супермаркет и магазин бюджетной одежды из Китая и Турции.

Еще одни пионеры и первопроходцы — «УралФрансАвто», некогда старейший и опытнейший дилер французских брендов Peugeot-Citroen. В начале «десятых» они довольно активно расширялись, окучивая восстанавливающийся после кризиса рынок. К французам добавились «бритты» — Jaguar и Land Rover, дела шли в гору, но обвал 2014–15 гг. сгубил компанию. ГК «УралФрансАвто» обанкротилась, премиальная часть бизнеса отошла «Лаки моторс», французское направление тоже схлопнулось. На его обломках пытались воссоздать что-то сервисное — с акцентом на ремонт и обслуживание автопарка «французов», но в итоге все вылилось в сдачу «высвободившихся «площадей под аренду.

В 2017 пришла очередь других пионеров — «Атлантик-Лада», одного из старейших дилеров тольяттинского бренда в Екатеринбурге. Помимо непосредственно продажи и обслуживания Lada, компания была известна одноименной гоночной командой. В цветах «Атлантик-Моторспорт» Олег Гринкевич становился чемпионом России по автокроссу и выступал на «Гонке звезд» журнала «За рулем». Гоночные успехи не спасли от краха: «К сожалению, кто-то кризис переживает. Наша компания не справилась» — в свое время подытожил совладелец компании Станислав Гринкевич. Сегодня на площадях «Атлантик-Лады» что-то вроде молла-рынка: автосервис, пункты выдачи интернет-заказов с маркетплейсов, ряд мелких магазинов запчастей и еще какой-то постоялец «АРЕНДА».

Как видим, в этом списке преимущественно бизнес, который пострадал от предыдущего полноформатного кризиса — рубежа 2014–15 гг. Этот имеет все шансы стать куда суровее. И уже стал: если еще в первом квартале было 3,2 тыс. дилеров по стране, уже к середине лета стало 3,1 тыс. — и это не финиш, это …to be continued, потому что продажи год-к-году в 2022-м рухнут минимум в 2,8—3 раза, а к рекордному 2012-му текущий объем упал вообще в 5 раз. И совершенно очевидно, что выстроенная на перспективу «3+ млн штук ежегодно» дилерская инфраструктура избыточна и бессмысленна при продажах полумиллиона штук в год.