Что случилось
Сдержанный оптимизм марта уже в апреле сменился корректировкой: «Концерн отозвал финансовый прогноз 28 февраля 2022 года в связи со значительной неопределенностью. Неопределенность сохраняется», — сообщили тогда в российском офисе компании.
Стало определеннее: «Татнефть» заявили о покупки «шинного бизнеса [Nokian] в России, включая завод в городе Всеволожске Ленинградской области». Финская сторона оценивает сделку в €400 млн, свои убытки от «контролируемого выхода с российского рынка» — в €280,7 млн (обесценивание активов) и €20 млн (списание отложенных налоговых активов).
Что будет
С «Татнефтью», в свою очередь, аффилирована KAMA TYRES — крупнейший российский (не иностранный) производитель шин. Масштабы бизнеса сопоставимы:
- KAMA закончила прошлый год с результатом 12,3 млн выпущенных покрышек;
- номинальная мощность завода Nokian Tyres — 17 млн покрышек, и в 2021-м он «работал на полную мощность», согласно официальному релизу марки.
Но есть нюанс: КАМА закрывала в основном потребности внутреннего рынка (на РФ пришлось 78% продаж), в то время как 60% продукции Nokian шло на экспорт. Среди внешних рынков финского бренда — Северная и Центральная Европа и Северная Америка. В этой связи продажа российского завода для Nokian может быть болезненной: производство 82% всей продукции концерна в принципе приходилось на площадку под Петербургом.
И еще нюанс: продукция Nokian шла сразу в розницу, где у финского производителя была рекордная доля рынка — 32,6% в 2021-м, лучший результат российского подразделения в истории. KAMA же берет не розницей: их покрышки идут для первичной комплектации на российские автозаводы Fiat, Volkswagen, Skoda.
Ну, то есть — шли.
Что было
Само предприятие Nokian— крупнейший в России шинный завод со своей экосистемой. Вплоть до того, что для своих работников финны выстроили целый микрорайон (!) во Всеволожске. Две очереди включают в себя 5- и 7-этажные дома на 343 семьи сотрудников. Понятное дело, район передовой — с видеонаблюдением, собственной котельной и подстанцией и паркоместом для каждой квартиры.
Финны денег не жалели — явно пускали здесь корни на века: всеволожская площадка считалась самой современной из всех европейских предприятий подобного рода. Там производилось вообще все: порядка 2000 моделей легковых шин, кроссоверных шин, грузовых шин на все сезоны и в любом типоразмере. И работало при финнах предприятие без выходных и перерывов — в 2021-м получилось 342 дня с остановкой только на новогодние каникулы и летнюю профилактику.
При этом находили время на развитие и дальнейшие инвестиции: в том же 2021-м, например, Nokian вложили еще €36 млн в полностью автоматизированный склад готовой продукции. Горизонты виделись безоблачными.
Андрей Пантюхов, гендиректор «Nokian Tyres Россия», провожает 2021-й:
— В 2022 году мы планируем дальнейшее укрепление своих позиций на российском рынке… По оценкам экспертов, мировой спрос на автомобили и шины будет расти, и мы смотрим на текущий год с оптимизмом.