Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

«Что случилось» за последние полгода и как мы будем жить дальше. На примере авторынка

24 августа 2022, 09:13
Колонка
«Что случилось» за последние полгода и как мы будем жить дальше. На примере авторынка
Фото: Анна Коваленко, 66.RU
Наш автомобильный обозреватель очень любит все объяснять на примере авторынка (и на шаурмах). События последнего полугодия авторынком объяснить проще всего, а также — слегка заглянуть в будущее, которое очень похоже на далекое прошлое.

Пожалуй, одним из главных итогов последних 6 месяцев стало то, что в России больше нет автопрома. Огромной, нарядной индустрии, окно в которую с ноги пробил Ford в начале «нулевых», своим примером показав: в Россию можно и нужно инвестировать! Потому что Россия — надежный и перспективный партнер! В нее можно верить!

[можно экстраполировать и на другие отрасли экономики]

С тех пор примеру Ford последовали все крупные мировые игроки — от Volkswagen до Great Wall. Так в Восточной Европе появился едва ли не самый крупный сборочный кластер, которому другая Восточная Европа завидовала. Вот в Словакии, например, есть сборочные площадки KIA и VW, а у нас есть (были) и Toyota, и Mazda, и Renault, и Nissan, и Peugeot, а VW — так сразу две! И когда на головном заводе Skoda в Млада-Болеславе (один из старейших в Европе) машины собирали киянками и матюком, в России собирали киберпанком, потому что самые лучшие станки Volkswagen отправлял сначала в Калугу и Нижний.

Причины исхода иностранных производителей, кстати, дискуссионны. На поверхности лежит красивая картинка для западной аудитории: «Мы Очень Белые И Не Работаем В Токсичной Стране».

Все куда глубже и шире.

Белые-то белые, но исход кроется не в области пиара, а в чистой экономике. Осуществляя деятельность в юрисдикции РФ, они платят налоги в бюджет РФ. Налоги, которые потом так или иначе идут на финансирование армии. Финансировать российскую армию условная Toyota, очевидно, не хочет.

Следующий момент: события последнего полугодия, возможно, позволили кому-то скинуть чемодан без ручки. В начале «нулевых» иностранцы шли с инвестициями в Россию на совсем других условиях: им обещали бездонный 144-миллионный рынок с постоянно растущими доходами и покупательной способностью населения. Рынок, который вот-вот станет № 1 на континенте и опередит даже Германию.

Потом случился 2014-й, доходы населения упали вдвое. Отрастать назад не спешили.

Стало ясно, что никаким «первым рынком в Европе» тут уже не пахнет. Спрос сместился в сторону недорогих (читай «низкомаржинальных») моделей, зарабатывать на российском рынке стало труднее. И я не удивлюсь, если тому же Volkswagen становилось все менее интересно вести наукоемкий, трудоемкий, капиталоемкий бизнес с кучей ответственности, возней с профсоюзами ради условных 6%± глобального оборота.

Циничное скажу: выпадение России из оборота компании с лихвой перекроет один только Китай, на рынке которого прут продажи высокомаржинальных электричек. Продавать тут, условно, 100 000 Polo седанов куда менее прибыльно, чем 20–30 тыс. электромобилей там.

«Что случилось» за последние полгода и как мы будем жить дальше. На примере авторынка
Фото: Анна Коваленко, 66.RU

На рынке компонентов то же самое. Посмотрите на долю продаж в России у крупнейших концернов. Они репутационно потеряют больше, чем заработают, оставшись здесь.

И вот — 24 февраля, дальнейшая изоляция страны. Идеальный повод встать и уйти, списав убытки и забыв неудачный инвестпроект.

И они ушли.

Десятки игроков, которые платили миллиарды налогов (800+ млрд в год по последней оценке Минпромторга), уж не говоря про рабочие места для калужских (елабужских, питерских, ижевских) мужиков. На этом фоне мне за калужских мужиков немного тревожно: как бы за неимением рабочего места они не пошли (как встарь) дергать цветмет из трансформаторов.

Но (грядущая) массовая безработица в Калуге, Ижевске, Тольятти, Елабуге, Ленобласти — не самый главный эффект исхода автопроизводителей и смерти автопрома.

Главный эффект — автомобиль снова станет роскошью, а не средством передвижения. Ведь автомобиль как средство передвижения возможен при двух моделях:

  • мощная внутренняя индустрия при сравнительно высоких ввозных пошлинах (Турция, США, Россия до 24.02);
  • отсутствие внутренней индустрии при нулевых ввозных пошлинах (Грузия, Украина).

В первом случае население массово ездит на недорогом локальном продукте (FIAT Aegea в Турции, Hyundai Creta в России до 24.02), во втором — сметает бэушную годноту из Калифорнии (посмотрите на улицы Батуми, забитые «Мустангами»).

В итоге все на колесах. Есть дешевое такси и прочая «шерингномика 2.0».

У нас же теперь ни то ни се. Внутреннего производства в достаточном количестве больше нет, но и «заградительные пошлины» держатся since 2009. А это значит, что годнота из Калифорнии (ОАЭ, той же Грузии) нам не светит — на выходе после таможни стоить оно все равно будет столько, что условному горожанину с медианной получкой 40 000 ₽ в месяц окажется недоступно.

Сюда же разговоры о параллельном импорте. Везти новые бюджетные автомобили из-за рубежа крупным продавцам невыгодно, они честно и по-капиталистически цинично говорят, что Solaris на возе/пароме занимает столько же места, сколько Land Cruiser Prado — одно. Но если продать это одно место по цене «Соляриса» — наваришь копеечку. А если на этом месте привезти Prado — наваришь тысчонку.

Что это значит? Это снова значит, что среднему горожанину с медианной получкой 40 000 ₽ в месяц надеяться на параллельный импорт не стоит.

В целом будущее авторынка из этой точки мне видится таким:

  • более-менее доступная машина для среднего горожанина — это ободранная Granta с льготным кредитом или вся палитра б/у, которое еще есть в стране;
  • машина для уверенного в себе креативного среднего класса — немногочисленный Китай;
  • что-то другое азиатское или европейское по параллельному импорту — для совсем уж элиты и селебрити;
  • про дешевое такси и каршеринг забыли;
  • «высвобождение рабочей силы» — массовое (сборочные заводы, смежники, дилеры — по цепочке).

[можно экстраполировать и на другие отрасли экономики]

Китай, кстати, и правда немногочисленный. И авторынок с автопарком России не спасет. Его доля реально растет рекордными темпами — за неимением чего-то еще, россияне берут Chery. Но при этом самые крупные китайские вендоры не поспешили толпой занять пустые ниши, опасаясь вторичных санкций. Поэтому все проекты, которые ведут российские чиновники, они ведут с китайскими вендорами 3-4 порядка — разный JAC, на который в иное время особо бы и не смотрели.

Теперь придется посмотреть, потому что ситуации, когда менеджер по продаже рекламы легко и выгодно мог купить «Мазду-тройку», Honda Civic или Peugeot 308 в кредит, ушли безвозвратно. Российский автопарк стремительно летит к деградации и маргинализации. Я такое видел в Боснии, население которой массово передвигается на VW Golf. 1-го поколения. Он старше меня еще лет на 17.

А я ведь уже не мальчик: у меня есть сын, гипертония и седые волосы в бороде. Представьте, каково «Гольфу» 1-го поколения.