Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Россию навсегда «отлучили» от «Формулы-1». Вспомним, каким был сочинский этап «Большого цирка»

19 августа 2022, 16:10
фоторепортаж
Россию навсегда «отлучили» от «Формулы-1». Вспомним, каким был сочинский этап «Большого цирка»
Фото: архив 66.RU
В роли репортёра я отработал 4 полных гран-при Сочи (и даже пил пиво с Дэвидом Култхардом). Как для регионального журналиста — это вышак и фантастика: 4 дня ! за кулисами глобального спортивного события ! среди звёзд и легенд! В свете последних событий архивные снимки тех времён приобретают особую ценность. Давайте пересмотрим их вместе.

В этом году Сочи собирался в последний раз принять у себя russian grand-prix, с 2023-го российский этап должен был переехать на свежевыстроенную трассу «Игора-драйв» под Петербургом. Но… Гонку-2022 отменили сразу, ещё в феврале, о дальнейшем будущем долгое время не говорилось ничего. Пока бывший босс Scuderia Ferrari, а ныне — президент всей F1 не сказал-отрезал:

Стефано Доменикали, говорит «никогда»:

— Россия платила нам сумасшедшие деньги за проведение Гран-При. Но некоторые вещи не подлежат обсуждениям. Я никогда не говорю «никогда», но в данном случае я обещаю, что мы не будем вести с ними никаких переговоров. Гонок в РФ больше не будет.

Это достаточно иронично: F1 уходит из России по политическим причинам, хотя их присутствие в России всегда было обусловлено чисто политическими причинами. Мы взрослые люди и понимаем, что никакая продажа билетов и мерча никогда не отбила бы затраты на проведение: дебютный этап в 2014-м стоил, по слухам, 22 млрд ₽.

Зато сочинский этап был мощной витриной российского всего: красот, истеблишмента — вплоть до самых первых лиц. Так, например, #SochiGP демонстрировал миру (аудитория трансляций — ~ 0,5 млрд чел.) захватывающие виды Летней Столицы России и русскую креативность:

На российский этап приезжали чиновники, видные российские селебрити и провластные блогеры:

Ну, и главное: гран-при Сочи долгие годы неизменно завершался бенефисом Владимира Путина, который в прямом эфире ходил к пилотам после финиша в «предбанник», а после — ждал их на подиуме под светом софитов и в фокусе камер, чтобы под теми же камерами вручить кубки. Не, ну за такое 22 млрд ₽ заплатить — выгодно: 22 млрд ₽ за 0,5 млрд зрителей — это по 44 ₽ за зрителя. Это едва ли не выгоднее «Яндекс.Директа»!

На многих фото российского президента можно увидеть рядом с Берни Экклстоуном — отцом-архитектором всея современной F1. Мультимиллионер, превращающий всё, к чему прикасается, в золото. В своей автобиографии он довольно тепло вспоминал и сделку с российским гран-при, и российского президента. И даже после 24 февраля Берни попробовал было выступить с речью в жанре «…Но постойте, ведь не всё так однозначно». Потом пришлось, правда, оправдываться и переобуваться (по новым российским законам, наговорив на статью о «фейках»).

Фото: архив 66.RU, Евгений Мельченко

«Теория шести рукопожатий»? Похоже, у меня до Путина одно

А что же сама гонка? Сама гонка в сообществе имеет неоднозначную репутацию. Если смотреть её по телевизору, то перед нами раз за разом разворачивался весьма унылый «паровозный» гран-при без особой интриги. Ну, разок там Хэмилтон потренировал старты в неположенном месте — интрига. А в остальном… Кто в сезоне лидер, тот и лидирует. Если искать какие-то интересности и аномалии, то на сочинской трассе себя прекрасно чувствовали финские пилоты: Вальттери Боттас и Кими Райкконен раз за разом пили призовое игристое, за какие бы команды кто в тот момент ни выступал.

С точки зрения же болельщика, который смотрит гонку на трассе, это был интересный экспириенс: организаторы гран-при Сочи каждый раз прыгали выше головы, выдумывая развлекательную программу на весь гоночный уикенд.

Помимо обязательной прогулки по пит-лейн, подглядывания в гаражи команд, возможности подержать руль от болида, тут тебе были и дрифт, и каскадёры, и концерты (в разные годы) Ленни Кравитца, Натали Имбрульи, Земфиры и Би-2. Уж не говоря про музей суперкаров Ника Панули, который сам по себе — повод съездить в Сочи.

Но это про досуг и тусовку, не про гонку. Гонки на Сочи Автодроме реально зрелищностью не блистали. Но это если смотреть с дивана или трибуны. С точки зрения пилотажа непосредственно на треке, мне (лично мне) сочинская трасса гран-при всегда нравилась: быстрая, с жёсткими торможениями и моим любимым затяжным поворотом «Убийца моторов», огибающим всю площадь Medals Plaza. У неподготовленных дорожных машин от перегрузки масло так отливает из картера, что движок реально «положить» за пару кругов.

Из интригующего и внезапного за 8 лет проведения гонки можно вспомнить ссылку Даниила Квята из «старшей» команды Red Bull обратно в молодёжную Toro Rosso после массового завала на старте домашней гонки 2016-го. Хотя «после этого» — ещё не «вследствие этого»: решение о понижении руководство команды приняло ещё до гран-при Сочи, расчищая дорогу наверх своему будущему чемпиону — Максу Ферстаппену.

Удар был жёсткий: Даниил мало того, что понижен в звании, так ещё и первую же гонку в составе Red Bull сменивший его Ферстаппен выиграл! А потом ещё и стал встречаться с бывшей Квята и матерью его дочери — Келли Пике. Но это уже какое-то «Спид Инфо», к гран-при Сочи отношения не имеющее. Что же до эпопеи с Red Bull, то в своё время на вопрос нашего портала о перспективах Даниил отвечал так:

Перспективы не случилось, после понижения Квята в прессе быстро окрестили «сбитым лётчиком»: он ещё несколько сезонов пробыл в F1 на разных должностях (от тест-пилота Ferrari до боевого пилота всё той же молодёжки, переименованной в Alpha Tauri), после чего стал искать «другие вызовы». Другие вызовы нашлись в заокеанском NASCAR, где Даниил пробует свои силы с лета'22, и в российских гонках на выносливость в цветах «Газпромнефти».

Фото: фирмы-производителя

Помимо Даниила Квята, в паддоке можно было встретить и других российских звёзд F1 — от Виталия Петрова, первого русского в этой серии, до Сергея Сироткина, который на разных этапах своей карьеры был то резервистом Sauber, то запасным пилотом Renault, то боевым пилотом Williams.

Но главное: сочинский гран-при был возможностью прикоснуться к другим звёздам, мировым. Звёздам с обложек журналов, постеров фильмов и страниц истории F1. В паддоке с утра до вечера можно было встретиться (и перекинуться парой слов) с Аленом Простом, Дэвидом Култхардом, Дэймоном Хиллом, Жаком Вильнёвом, Чейзом Керри, Россом Брауном, Берни Экклстоуном, Карлосом Сайнсом-старшим и даже с Ники Лаудой!!!

Можно. Было.

Хроника #SochiGP нашими глазами