Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Западные автопроизводители ушли с российского рынка и стали зарабатывать даже больше. Примеры

15 августа 2022, 11:41
Западные автопроизводители ушли с российского рынка и стали зарабатывать даже больше. Примеры
Фото: фирмы-производителя
После 24 февраля Mercedes, BMW, Volkswagen и другие побросали дилерскую сеть, персонал и заводы в России и один за другим так или иначе ушли с рынка. Как этот демарш сказался на их финансах?

Renault в мае заявила, что выходит из всех российских проектов: 100% своего московского завода они передали Правительству Москвы, а свою долю в АвтоВАЗе — 67,69% — отдали в управление НАМИ с возможностью возврата в течение 6 лет. Чистый убыток от прекращения российской деятельности в своём полугодовом отчёте Renault оценили в €2,3 млрд.

При этом не сказать, что потеря второго для них (по объёмам) рынка как-то сильно ударила по финансам:

  • выручка всей группы на фоне 2021-го «стабильная» (€21,1 млрд), несмотря на падение продаж на 11,9%
  • операционная маржа по сравнению с I полугодием 2021-го выросла до €988 млн.
  • чистый доход от продолжающейся деятельности увеличился до €657 млн;
  • чистый долг сократился на €1,2 млрд.

DaimlerTrucks одним из первых вышел из России: 28 февраля прекратил сотрудничество с КАМАЗом, списал €220 млн. убытков и начал думать о продаже своей 15%-й доли в СП. КАМАЗ после демарша был вынужден идти по пути обратной модернизации и осваивать выпуск кабин предыдущих поколений, а что Daimler? За II кв. 2022-го

  • глобальная выручка выросла до €12,1 млрд (+18%)
  • чистая прибыль выросла до €946 млн. (+56%)

Volkswagen о судьбе своих российских активов молчит: только в середине лета появилась какая-то ясность по нижегородской площадке (она всё), про сборочный завод и моторный в Калуге — молчание. Глобально же у VW

  • выручка по II кварталу «год к году» выросла на 3,3% (до €69,5 млрд)

Очевидно, рост скромный, но по VW больше бьёт не уход из России, а локдауны в Китае, который для немецкой марки — рынок №1 по объёмам и генерации денег. А прекращения деятельности в России они как бы и не заметили.

Впрочем, ко всем цифрам даже из официальных отчётов перед инвесторами надо относиться настороженно, потому что бренды жонглируют ими, подсвечивая хорошее, зарывая в недра столбцов с цифрами нехорошее. В идеале их надо читать, конечно, профильным инвесторским глазом с профильным бухгалтером, иначе получится как в недавнем внутрицеховом скандале с цифрами Mercedes:

  • ТАСС написал, что после ухода из России чистая прибыль немцев снизилась
  • Главред питерского издания «Движок» Роман Зубко зарылся в отчёт и обвинил коллег в подтасовке — прибыль не снизилась;
  • пришли другие коллеги, увидели, что ТАСС и Зубко смотрели разные отчёты, но прибыль всё-таки снизилась

Как бы то ни было, сейчас всё хорошо: во II квартале у Mercedes

  • выручка группы выросла до €36,4 млрд (+7%)
  • прибыль выросла до €3,2 млрд. (+2%)

И если бы не локдауны в Китае и дефицит полупроводников, было бы ещё лучше.