Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Volkswagen уходит с ГАЗа. Малоизвестные факты и неочевидные параллели истории этого предприятия

20 июля 2022, 15:20
Колонка
Volkswagen уходит с ГАЗа. Малоизвестные факты и неочевидные параллели истории этого предприятия
Фото: архив 66.RU
Слухи оказались правдой: немецкий концерн в июле закрыл нижегородский офис и распустил персонал. Производство стоит с марта, и его будущее — даже не под большим вопросом.

Volkswagen закроет офис в Нижнем Новгороде и уйдет с площадей ГАЗа. В июне это был слух, в июле об этом официально заявила «Газете.ру» представитель бренда Наталья Костюкович. С Натальей мы познакомились на излете 2010-го, когда она вместе с главой марки в России, Франком Виттеманном, приезжала на открытие дилерского центра в «Автобан». Наталью (и Франка) удивило рвение (и эрудиция) локальной прессы, от выхода к которой ничего не ждали, но он затянулся на хронометраж нескольких полноценных интервью. Обсудить было, что: рынок бурно рос после падения 2009, дилерские дворцы открывались один за другим, перспективы и горизонты захватывали дух. Ширилась и производственная программа VW в России, до открытия нижегородской сборочной площадки оставалось чуть меньше года.

Первоначально там собирали Skoda Yeti, позже гамма расширилась «Джеттой» 6-го поколения, «Октавией» 3-го. В 2018-м к ним примкнул Kodiaq, годом позже — Skoda Karoq, следом его названый брат — Volkswagen Taos. Нижегородская площадка все это время оставалась слегка в тени от головного предприятия — в Калуге, при этом за кадром там происходили важные вещи, если не фундаментальные.

Все лучшее — России

На заре иностранного автопроизводства в нашей стране было сильно недоверие к «местной сборке». До сих пор в объявлениях встречается что-то вроде «Машина — чистый «чех» или «Сборка — немецкая!». А уж годах в 2012-13 скепсиса было выше крыши.

Скепсиса напрасного. Когда я задавал вопрос о качестве производства чехам на чешских площадках, они начинали с жаром (и легкой обидой) рассказывать, что немцы все самое передовое и лучшее оборудование везут сначала «к вам, в Калугу и Нижний, а потом уже на наши площадки. Иногда немцы не видят новые немецкие работы, потому что они в первую очередь идут на российские заводы».

И действительно: на российских площадках марки автоматизация производства была выше, чем в Вольфсбурге (родина VW) или Млада-Болеславе (родина Skoda).

На российских площадках VW не экономил.

Нижегородский VW рвал чарты по экспорту

Всего раз, зато эффектно: в 2017-м неожиданно для всех нижегородский VW стал лидером по экспорту из России — на его долю пришлась половина всех поставок на зарубежные рынки.

Как-то так получилось, что чехам в Чехии остро не хватало Skoda Yeti на излете его жизненного цикла. 15 000 «снежных человеков» отправились на историческую родину, чему очень удивились даже чехи из чешской делегации на экономическом форуме в Екатеринбурге (проводились и такие, да).

Казалось бы, при чем тут-то мистер Андерссон?!

До того как прогреметь на АвтоВАЗе, Бу Инге Андерссон возглавлял Горьковский автозавод. Туда он попал в разгар системного кризиса и наворотил едва ли не больше, чем позже в Тольятти. При Андерссоне ГАЗ отказался от (безнадежного) производства легковушек под собственным брендом, сосредоточившись на сегменте легких грузовиков — LCV.

Были и массовые сокращения, и другие непопулярные вещи, но все вместе позволило вывести предприятие из кризиса и сделать прибыльным. В интервью нашему порталу мистер Андерссон позже вспоминал:

— Может, на ГАЗе я и допустил много ошибок, но недавно увидел их огромную линейку новых продуктов. И гордился, что эта линейка — от «ГАЗели Next» до «ГАЗона Next» — была все-таки выпущена.

Привод на конвейер нижегородского предприятия иностранных партнеров тоже пришелся на период правления Андерссона. И речь не только про VW — на ГАЗе собирали и Chevrolet Aveo концерна GM, с которым у мистера Андерссона нерушимая многолетняя связь. Вся эта спайка — Андерссона, «Шкоды», «Джи Эма» — позже аукнулась в совсем неожиданных местах.

VW в НН косвенно заложил фундамент производства Lada Vesta

Уходя с ГАЗа, мистер Андерссон забрал с собой многих ценных специалистов (преимущественно — чехов), которые позже помогали в наладке конвейера в Ижевске и постановке на него главной машины в новейшей истории Lada — Vesta. В частности, производство курировал Петр Линхард, который до этого строил площадку VW на ГАЗе.

Фото: архив 66.RU

Пан Линхард на запуске производства Lada Vesta. Ижевск, сентябрь'15

Линхарду же и его команде тольяттинцы приписывают некрасивые истории с коррупционным душком — якобы чехи замыкали на «свои» компании логистические и маркетинговые цепочки по нерыночным ценам. Так это или нет — никто всерьез проверять не брался. Но, учитывая историческую нелюбовь тольяттинцев к «варягам» с непременной их демонизацией, особо можно и не проверять.

Да и на личную жизнь Андерссона VW в НН повлиял

Одной из тех, кого мистер Андерссон забрал с собой на ВАЗ из Нижнего, была Катаржина Матюшкова — впоследствии его гражданская, а после — и официальная жена. Вроде. Домохозяйство у них было общее, да и сына Матюшковой от прежнего брака Бу Инге принял как своего.

Фото: фирмы-производителя / Яков Князев

Пани Матюшкова на премьерном тест-драйве Lada Vesta, октябрь'15

Но я в это «Спид инфо» никогда глубоко не лез, знаю только, что пани Матюшкову («Катю») в Тольятти тоже не любили. Ей приписывали размытый функционал на грани безделья, но за большой оклад; властолюбие и самодурство.

Фото: фирмы-производителя / Яков Князев

Прошлое Катаржины даже для ее бывших коллег по «Фольксваген Групп Рус» — загадка. Малочисленные упоминания в нижегородской прессе говорят о ее функционале в отделе маркетинга Skoda, до этого скупые следы ведут в штаб-квартиру марки в Чехии.

Фото: архив 66.RU

Млада-Болеслав, памятник отцам-основателям «Шкоды» Лаурину и Клементу

На одном из мероприятий в Млада-Болеславе в кулуарах я спросил старожилов Skoda, помнят ли они такую Катаржину? Один из сотрудников PR-отдела не без труда, но припомнил, что «да, была такая — разносила факсы». Дальнейший взлет «Кати» — от разносчицы факсов в Болеславе до «первой леди» российского автопрома — моего собеседника изрядно шокировал.

Фото: архив 66.RU

После изгнания энергичного шведа с АвтоВАЗа следы «Кати» теряются на родине, в Чехии. Иногда в своих соцсетях она постит открытки и котиков.