Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Четыре месяца после 24 февраля. Главные итоги «отрицательного роста» российского авторынка

24 июня 2022, 14:28
Четыре месяца после 24 февраля. Главные итоги «отрицательного роста» российского авторынка
Фото: архив 66.RU
«Структурная трансформация», «попятный инжиниринг», «смена вектора приложения рабочей силы» и другие аспекты новой реальности.

Шестикратный отрицательный рост продаж

Фото: фирмы-производителя

Российский рынок некогда метил на первые строчки на континенте, и одно время казалось, что так оно и будет. Вот — № 1, Германия. Вот — № 3, а то и 2 — Россия. Но это были времена с продажами 2+ млн штук в год.

Посткарантинный 2021-й мы закрыли с суммарным тиражом 1,667 млн штук, 2022-й, похоже, закроем вшестеро меньшим результатом. Пока что идем на отметке отрицательного роста продаж на 84%:

  • за май 2021 дилеры реализовали 147 378 шт.
  • за май 2022 — 24 268 шт.

Если смотреть по первым пяти месяцам, то там картина немногим лучше:

  • 5 мес. 2021 — 663 312 шт.
  • 5 мес. 2022 — 318 114 шт.

Но это пока есть что реализовывать.

Смена вектора приложения рабочей силы

Фото: скрин 66.RU

В конце мая силами ТГ-канала «Русский автомобиль» по сети разнеслось объявление с завода «Автотор». Там пролетариям, которые еще недавно собирали KIA и BMW, предложили собирать клубнику: оплата сдельная — 25 ₽ за килограмм. В августе можно будет собирать яблоки, но там менее выгодно — 2 ₽ за килограмм. Также рабочие «Автотора» могут найти себя на стройке ЖК «Автотор-Парк». Оплата труда — по результатам собеседования.

До 24 февраля, напомню, «Автотор» был старейшим российским партнером BMW и Hyundai-KIA, а также планировал свою линейку электромобилей, а не собирать клубнику.

Работникам площадки Volkswagen в Нижнем Новгороде предлагают добровольно уволиться. При этом сам Volkswagen на публике очень странно молчит. Производство «в ближайшее время» возобновляться не будет, но и из страны они не уходят. Их можно понять: VW — лидер по инвестициям в Россию, по состоянию на 2018-й сюда было зарыто 2 миллиарда евро. Просто встать и уйти — дорого.

Заняли профильной работой только персонал АвтоВАЗа: с конвейера сходит Granta, доработанная в рамках программы «попятного инжиниринга». С нее убрали все недружественное вроде ABS и подушек безопасности. Вряд ли новая комплектация вызовет мощный рыночный интерес и всколыхнет продажи, зато рабочим можно ходить на работу.

Активный простой производства

Фото: фирмы-производителя

На июнь в России работали с переменным успехом три площадки: УАЗ в Ульяновске, Haval в Туле, АвтоВАЗ в Тольятти. Кое-какие автокомплекты дособирал «Автотор», поставка новых уже даже не под вопросом (см. Калининград на карте и ленту новостей).

Другие площадки закрыты на неопределенный срок. А это

  • и Ford в Елабуге,
  • и VW/Skoda в Нижнем Новгороде и Калуге,
  • Mitusibshi, Peugeot, Citroen там же,
  • и Hyundai/KIA в Питере,
  • и Toyota по соседству,
  • как и питерский же Nissan,
  • и московский Renault,
  • и ижевская Lada

Из этой точки ситуация выглядит следующим образом, но об этом почему-то никто не говорит вслух, возьму на себя смелость сказать первым:

в России больше нет автопрома.