Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

В России могут сократить действие ОСАГО до месяца

17 июня 2022, 08:44
Авторы инициативы считают, что это поможет снизить количество незастрахованных автовладельцев. А вот эксперты настроены скептически, потому что «короткий полис» вряд ли будет более выгодным по цене.

В Госдуму внесли поправки к закону об ОСАГО. Авторы инициативы — депутаты от ЛДПР — предлагают уменьшить минимальный срок действия полиса автогражданской ответственности до одного месяца. Сейчас этот период составляет год.

Такая идея, судя по пояснительной записке, возникла потому, что в некоторых ситуациях ОСАГО нужен на более короткий срок, и в таком случае водителю сначала приходится заключать договор, а потом расторгать его. Но дело в том, что в таком случае выгоднее заплатить штраф за езду без полиса в 800 рублей, чем покупать полис стоимостью более пяти тысяч рублей.

Кроме того, уменьшение срока действия полиса, вероятно, поможет снизить количество незастрахованных автовладельцев. По подсчетам депутатов, количество водителей, выезжающих на дорогу без ОСАГО или с фальшивыми документами, — три-четыре млн человек.

В Российском союзе автостраховщиков (РСА) напомнили, что по действующему закону об ОСАГО при заключении договора можно указать, что транспортное средство будет использоваться не весь год, а только короткий период, но не менее трех месяцев. Такой полис стоит дешевле и является аналогом краткосрочного ОСАГО.

Специалисты сомневаются, что новый «короткий полис» будет более выгодным. Так, автоэксперт Игорь Моржаретто объяснил корреспонденту «Известий», что в цену такого полиса ОСАГО «закладывается более сложное обслуживание» — предусмотрены фиксированные затраты на сопровождение договора. «Поэтому месячный договор не будет стоить 1/12 часть годового. Он будет стоить 1/6 часть», — отметил он.

Тем не менее, вице-президент Национального автомобильного союза (НАС) Антон Шапарин говорит, что укороченное ОСАГО подойдет тем, кто ездит на мотоциклах или пользуется автомобилем сезонно — например, для выездов на дачу. Также он упомянул и беженцев с Украины, ДНР и ЛНР, для которых часто предлагают сделать различные послабления.

Шапарин считает, что система ОСАГО находится в глубочайшем кризисе: «Вытащить ее из этого только адаптациями не получится прежде всего потому, что эта система экономически несбалансированная. Пытаются снизить выплаты, пересмотреть стоимость запчастей и в то же время увеличить тарифы. В эти ножницы попадает потребитель ОСАГО. Купит ли он такой полис потом, когда заплатит он много, а выплатят ему мало, — вопрос».

При этом по статистике РСА, количество заключенных договоров ОСАГО растет. По итогам 2021 года их стало больше на 2% (с 41,3 млн до 42,1 млн договоров).

Ранее мы писали, что в России в пять раз вырос спрос на неполное каско. За январь–май этого года запрос на страхование транспорта только от угона повысился на 88%, а на мини-каско — на 62%.

Такая тенденция возникла по нескольким причинам: снижение доступности новых машин, дефицит запчастей и увеличение тарифов по каско на 30–50%, низкая цена усеченного полиса страхования (не включены риски ДТП и частичных повреждений) — не более 30% от стоимости полного каско.