Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Россию ждет новый дефицит автомобилей. Причины и сроки

31 мая 2021, 14:58
Россию ждет новый дефицит автомобилей. Причины и сроки
Фото: архив 66.RU
Строго говоря, дефицит никуда не уходил — просто в ближайшие месяцы Россию догонит еще одна проблема, и станет только хуже.

Почему возник дефицит

Если отмотать ровно на год назад, то в марте-апреле по всему миру последовательно вводились локдауны с полной остановкой всего — в том числе промышленных производств. Летом-осенью’20 ограничительные меры спали, мощнейший отложенный спрос опустошил дилерские центры.

И опустошает до сих пор: на фоне низкой базы апреля’20 рынок демонстрирует бешеную динамику: продажи в массовом сегменте в апреле’21 подскочили на 290%, в премиальном — на 249%.

Россию ждет новый дефицит автомобилей. Причины и сроки
Фото: фирмы-производителя , Автостат

Спрос неистовый, но у каких-то производителей получилось оперативнее возобновить производство и удовлетворить спрос, у каких-то — менее оперативно, в итоге определенный дефицит сохраняется даже сейчас. Например, в Екатеринбурге не найти Hyundai Tucson, иные дилеры не видели его поставок уже полгода. Впрочем, не только в Екатеринбурге: агрегаторы показывают штучные машины в наличии в Петербурге, Калининграде и Москве.

Россию ждет новый дефицит автомобилей. Причины и сроки
Фото: скрин 66.RU

И это касается не только Hyundai и не только Tucson — машин или нет, или на всех не хватает: «У нас точка безубыточности — 90 штук, импортер дает по 40–50…» — делится на условиях анонимности директор одного из ДЦ города.

Что нас «догонит»?

Дефицит полупроводников. Опять же, долгое эхо локдауна. С одной стороны, производство чипов на карантине стояло, как стояло производство всего остального. С другой стороны, запертые дома люди скупали бытовую электронику (телевизоры, приставки, ноутбуки), чем разогнали дефицит и без того дефицитных полупроводников.

К январю’21 полупроводников стало не хватать автомобильной промышленности: там микрочипы используются повсеместно — от систем безопасности до мультимедиа, обойтись без чипов никак нельзя. Первыми конвейеры еще зимой остановили производители в Штатах, Японии, затем и в Европе (Ford, Chrysler, Toyota, Nissan).

Россию ждет новый дефицит автомобилей. Причины и сроки
Фото: архив 66.RU

По России долгое время этот кризис проходился по касательной: отечественный авторынок сильно завязан на локальное производство, остановка даже европейских заводов касалась максимум покупателей из премиального сегмента.

Россию ждет новый дефицит автомобилей. Причины и сроки
Фото: архив 66.RU

Но и отечественную промышленность нехватка микрочипов догонит, потому что на машинах российской сборки тоже есть блоки управления, медиасистемы и голосовые помощники.

Россию ждет новый дефицит автомобилей. Причины и сроки
Фото: архив 66.RU

Пока что официально коллапса никто не ждет. Или не говорит о нем вслух. В российском представительстве Nissan на запрос 66.RU ответили, что «Всего хватает, остановок не ждем». Той же позиции придерживаются их партнеры по Альянсу — Lada: «У нас пока все стабильно. Но могут быть перебои — от этого никто не застрахован».

Россию ждет новый дефицит автомобилей. Причины и сроки
Фото: архив 66.RU

Их конкуренты в приватной беседе не столь оптимистичны: «Наши европейские площадки уже стоят, некомплект порядка 10 000 штук. Летом, скорее всего, остановимся и в России. Думаю, будет некомплект тысяч штук. Это машины, которые уже прошли всю ветку конвейера и встанут недоукомплектованными на парковке. Это плохо, потому что нельзя будет потом просто в сервисе поставить, допустим, медиасистему — машину придется прогонять по конвейеру второй раз со всеми процедурами ОТК на выходе», — делится своим прогнозом топ-менеджер одного из автопроизводителей.