Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

«За сезон – 12 000 КамАЗов пыли»: меценат Юрий Окунев о том, почему надо отказаться от шипованной резины

Юрий Окунев – владелец Талицкого молочного завода и основатель фонда «Город может», сделавший за свой счет в центре Екатеринбурга инновационный газон, еще в конце 2020 года заявил, что в России нужно законодательно запретить автолюбителям ездить на шипованной резине. Но оказалось, что для реализации этой идеи бизнесмену не хватает медийного веса. За несколько месяцев Окунев вместе с фондом «Город может» провел исследование, в котором сравнил Россию со странами, где отказались от шипованной резины. В своей колонке для 66.RU он делится результатами этой работы.

В рамках фонда «Город может» мы долгое время пытались решить проблему грязи в городе через грамотное устройство газонов и запрета парковки на них. Но поняли, что этим проблему не решить. Главная причина наличия пыли и грязи на улицах города — использование автолюбителями шипованной резины. Вот проблема, с которой надо срочно бороться. Шипованная резина используется с 1960­-х годов. Но никто и никогда в СССР не поднимал вопрос и не проводил исследования, как использование шипованной резины влияет на здоровье людей и почему это опасно для жизни. Тогда как другие страны со схожим климатом, например север Японии, Норвегия и Финляндия, были озадачены этой проблемой давно и уже с 1970-х годов начали вводить ограничения и запреты на шипы.

Каждый год с приходом весны Екатеринбург превращается в Грязьбург. И на территории города скапливается примерно 320 000 тонн твердого грязевого осадка, которые на 25% составляет пыль от шипов, а 75% — нерастаявший снег. А теперь представьте этот объем, который с каждым годом будет только расти. По данным исследования ОАО «Дорсервис», один легковой автомобиль изнашивает за один километр пробега около 24 г материала покрытия. Это значит, что каждый автолюбитель на шипах может наполнить четыре мешка пылью за сезон (это 24 кг). А если посчитать все автомобили в городе, то только за один ближайший сезон все центральные улицы Екатеринбурга займут 12 тысяч КамАЗов асфальтовой пыли.

Дело в том, что у шипов очень большая плотность — 9,5 по шкале твердости Мооса, тверже только алмаз. Поэтому шипы срезают асфальт твердостью 1,2 с легкостью, как наждачная бумага.

На одного человека в год приходится 53 кг пыли

По последним данным Росстата, в России насчитывается 49 млн легковых автомобилей, из них в Свердловской области — 1,37 млн, и 80% из них используют зимой шипы. Всем уже очевидно, что от использования шипов возникают колеи на дорогах, которые становятся причиной многих ДТП. Но главная проблема шипов в том, что они «выгрызают» дорожное покрытие, отчего образуется большое количество грязи и пыли. Ученые из Института промышленной экологии Уральского отделения Российской академии наук, которые в 2019 году проводили исследования грязевых отложений в Екатеринбурге, подсчитали, что на одного человека в год приходится 53 кг пыли. Накапливается асфальтовая пыль и на свалках, куда вывозят отходы. Наличие такого количества пыли и грязи требует дополнительных расходов на защиту обуви, покупку бахил, частое мытье машин, химчистку одежды, мытье помещений. Но это ничто, по сравнению с тем, как пыль опасна для нашего здоровья.

Наши легкие — это фильтр. И если регулярно дышать пылью, этот фильтр забьется, что приведет к необратимым последствиям. Исследования, проведенные в Екатеринбурге, показали, что в составе снегогрязевой пульпы высока концентрация таких элементов, как хром, магний, никель, алюминий, вольфрам. Ученые даже нашли частицы радиоактивного элемента цезия-137. Попав в легкие, эти вещества приводят к нарушению систем дыхания и кровообращения, влияют на респираторный тракт и другие органы.

Использование реагентов бесполезно, пока люди будут ездить на шипованной резине

Долгое время горожане жаловались на противогололедный реагент «Бионорд», говорили, что это он причина всех бед. Но еще в 2016 году сотрудники УралДорНИИ провели эксперимент. Если растворить «Бионорд» в дистиллированной воде, то мы получим прозрачную жидкость с небольшим осадком. Объем осадка менее 1% от объема реагента. И у нас, и на севере Японии используют реагенты, но заметьте разницу в цвете снега.

Дело в том, что на севере Японии еще в 90-м году запретили использование шипованных шин и поэтому применение реагентов эффективно. В России же использование реагентов бесполезно, пока люди будут ездить на шипованной резине. Либо шипы, либо реагенты. Если дальше говорить о Японии, то повышенный уровень твердых частиц, наблюдавшийся там в начале 1980-х годов, вызвал большую озабоченность чиновников и там ввели запрет на них. И если в 80-х годах уровень тяжелых частиц в городах Саппоро и Сендай превышал 400 мкг/м3, то сейчас он намного меньше.

Если отталкиваться от схожести климатических условий, то России можно опереться на опыт Норвегии. Сокращать использование шипованных шин там начали с 1970-х годов, и уже после 2010 года процент использования шипованной резины составит там 10%, сейчас он стремится к нулю. А в Германии от шипованных шин отказались сразу же в 1970-х годах.

Перенять зарубежный опыт

Положительный опыт зарубежных стран со схожими климатическими условиями показывает, что для обеспечения сохранности дорожных покрытий, минимизации грязи и пыли необходимо следующее: ограничить период использования шипованных шин (например, с 1 ноября по 31 марта), снизить массу шипов до 1,1 г и регламентировать максимальную скорость движения автомобилей с шипованными шинами зимой не выше 80 км/ч вне зависимости от технической категории автомобильной дороги. Но, на мой взгляд, все же решить проблему загрязнения воздуха может только полный отказ от шипованных шин.