Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

В Екатеринбурге меняют принципы строительства и реконструкции улиц. Новые стандарты

16 февраля 2021, 10:38
В Екатеринбурге меняют принципы строительства и реконструкции улиц. Новые стандарты
Фото: Григорий Постников, 66.RU
Екатеринбургские власти приступили к внедрению стандарта благоустройства — системы принципов, которым будут следовать при строительстве новых улиц или реконструкции и капремонте существующих. По словам заказчиков из Главархитектуры, это улучшит городскую среду и увеличит количество общественных пространств.

Сейчас документ находится на экспертных обсуждениях, его разбирают профильные специалисты из различных служб, и параллельно принимаются предложения от горожан. Стандарт должен стать частью Правил благоустройства и будет являться обязательным для исполнения (то есть на его основании будет формулироваться техзадание для подрядчиков) после утверждения гордумой.

На открытой лекции в Ельцин Центре о будущем общественных пространств и уличной сети в городе рассказали представители заказчика и разработчика. Если коротко, то муниципальные власти собираются проводить озеленение вдоль всех дорог, откажутся от развязок в центре, искусственно снизят скорость движения транспортного потока, а также увеличат количество выделенных полос для городского транспорта.

Екатерина Лебедева, ведущий специалист в «Мастерской Генплана»

В Екатеринбурге меняют принципы строительства и реконструкции улиц. Новые стандарты
Фото: Григорий Постников, 66.RU

— Все стратегические документы города объединяет общий свод принципов и правил, соблюдение которых приведет к устойчивому развитию города. Это своеобразный чек-лист, которым мы будем руководствоваться при реализации любого городского проекта.

На наш взгляд, в таком компактном городе, как Екатеринбург, должен быть качественный общественный транспорт и пешеходная инфраструктура. В этом случае люди меньше используют автомобили для поездок, что приводит к снижению выбросов и улучшению экологической ситуации.

По нашим задумкам, общественные пространства представляют собой систему связей для передвижения или отдыха, чтобы получилась единая сеть. Мы называем это рекреационным каркасом. Связями между общественными пространствами могут выступать пешеходные улицы, улицы, где транспорт и пешеход уравнены в правах, улицы спокойного движения, где намеренно снижена максимально разрешенная скорость и существуют ограничения для автомобилистов (скривления проезжей части, искусственные неровности), а также городские артерии — улицы с активным фронтом, кипящие жизнью.

В Екатеринбурге меняют принципы строительства и реконструкции улиц. Новые стандарты
Фото: официальная документация проекта

Стандарт благоустройства пешеходных улиц

В Екатеринбурге меняют принципы строительства и реконструкции улиц. Новые стандарты
Фото: официальная документация проекта

Стандарт благоустройства главных улиц, которые в основном сосредоточены в центре

В Екатеринбурге меняют принципы строительства и реконструкции улиц. Новые стандарты
Фото: официальная документация проекта

Стандарт благоустройства основных районных улиц — дорог, по которым ходит общественный транспорт

В стратегии пространственного развития мы закладывали идею, что общественные пространства станут приоритетом в развитии города. Это значит, что иерархия дорожной сети (главная дорога, улица местного значения, пешеходная улица и т. д.) будет подчинена этому принципу. Мы предполагаем, что весь грузовой транспорт будет ходить через ЕКАД, который вскоре будет достроен. Перемещение между районами будет осуществляться по крупным магистральным улицам, а внутри района — по небольшим. Вкупе с развитием системы общественного транспорта мы снизим нагрузку на транспортную инфраструктуру.

В Екатеринбурге меняют принципы строительства и реконструкции улиц. Новые стандарты
Фото: официальная документация проекта

Стандарт благоустройства городских транспортных коридоров — основных дорог по пути из центра в разные микрорайоны

В Екатеринбурге меняют принципы строительства и реконструкции улиц. Новые стандарты
Фото: официальная документация проекта

Стандарт благоустройства дорог, где ездят в основном автомобили

Мы пересматриваем ранее принятые решения, заложенные в Генплан. К примеру, чтобы сохранить связанность территорий, в свежей редакции главного градостроительного документа мы откажемся от многоуровневых транспортных развязок в центральной части города. А новые мосты через Исеть в районе Большакова и Опалихинской позволят это количество связей еще увеличить.

Лариса Банникова, разработчик стандарта благоустройства из УрФУ

В Екатеринбурге меняют принципы строительства и реконструкции улиц. Новые стандарты
Фото: личная страница Ларисы Банниковой в соцсети Facebook

— При изучении города мы выявили, что выделенные полосы имеют крайне фрагментарный характер и автобусам приходится стоять в общей пробке. А трамваи часто задерживаются перед перекрестками, поскольку у них нет приоритетного права проезда и они пропускают весь транспортный поток. Согласитесь, это не способствует повышению привлекательности общественного транспорта.

Общественный транспорт долго стоит на остановках. Почему это происходит? Потому что у автобусов есть ступеньки, по которым неудобно подниматься, например, мамам с колясками. Поэтому подвижной состав, конфигурация остановочного пункта должны минимизировать время на посадку и высадку.

Или возьмем участок улицы 8 Марта — от Радищева до Малышева. Там очень узкая дорога и тротуар, постоянные пробки. Из чего состоит эта пробка? Мы выяснили, что этот отрезок обслуживает только 5% трафика (то есть 5% машин едут в вышеуказанный квартал), остальное — это транзитное движение. С учетом того, что там много памятников архитектуры и это ценная городская застройка, так быть не должно.

В Екатеринбурге меняют принципы строительства и реконструкции улиц. Новые стандарты
Фото: Григорий Постников, 66.RU

Известно, что комфортному городу противоречит высокая скорость передвижения по нему. В городах по правилам дорожного движения есть регламентированная максимальная скорость. По некоторым улицам местного значения 60 км/ч — это слишком быстро. Поэтому следует предусматривать технические элементы, которые не будут давать сильно разогнаться. Например, можно устанавливать приподнятые пешеходные переходы.

Мы считаем, что ширина транспортных полос избыточна. Зимой часто можно видеть, что изъезжена определенная траектория, а вокруг лежит нетронутый снег. Значит, этот метр площади можно использовать более эффективно: сузить полосы, перестроить улицу, отдав это пространство под тротуар.

Улично-дорожная сеть Екатеринбурга сформирована. У нас есть линия застройки, и больше места для дорог и тротуаров не будет. Значит, следует разграничить это место между всеми пользователями: личными автомобилями, общественным транспортом, средствами индивидуальной мобильности (велосипедами или самокатами) и пешеходами. Отделять одну зону от другой, чтобы не было конфликтов, мог бы новый пользователь — деревья и кустарники. Озеленение вдоль улиц, на наш взгляд, должно появляться повсеместно.