Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Renault сращивает «Ладу» с румынской Dacia. Что это может значить

15 января 2021, 08:01
Колонка
Renault сращивает «Ладу» с румынской Dacia. Что это может значить
Фото: фирмы-производителя
Французский концерн представил свою новую стратегию развития — Renaulution, рассчитанную до 2025 года. Большое место в ней отводится российскому производителю, которого объединяют в бизнес-единицу с Dacia.

Что за Dacia такая?

Исторически, один из автопроизводителей Восточного блока — социалистических стран — наряду со Skoda, Zastawa, Yugo, Trabant и «Ладой». Имеет давние связи с Renault (первые модели создавались именно на базе «французов» — Renault R8 и R12), после декоммунизации и приватизации к ним же и отошел.

Российскому потребителю бренд как таковой может быть неизвестен, его вотчина — Восточная Европа. Но линейка Logan-Sandero-Duster-Dokker первоначально вышли в свет именно под шильдиком Dacia. Более того, в какой-то момент именно Dacia стала отвечать за все low-cost направление французского концерна: главные дизайнерские и инженерные кадры трудятся на их базе.

Что за новая стратегия Renault?

Билль о намерениях — к 2025 году сделать половину европейской линейки Renault электрической, другой половине — добавить гибридных разновидностей. Плюс повысить рентабельность производства и продаж, сократить издержки — и прочая бухгалтерия.

Нас интересует абзац про создание т. н. «Dacia-Lada dedicated business unit» — бизнес-единицы «Лада» — «Дачия». По этому плану оба производителя переведут свои модели на единую архитектуру CMF-B (сейчас у них на двоих 4 платформы), сократят количество типов кузова с 18 до 11.

Дени Ле-Вот, генеральный директор бизнес-подразделения Dacia-LADA:

— Идея создания бизнес-единицы заключается в том, что Dacia и LADA останутся отдельными компаниями со своими собственными брендами, историей и стратегией, но они выиграют от более целенаправленного и скоординированного управления. Самое главное, что компании будут лучше интегрированы в систему Groupe Renault, чтобы с максимальной эффективностью использовать синергический эффект.

Переводя с маркетологического на русский, Dacia и Lada станут максимально унифицированы по технике.

Фото: фирмы-производителя

CMF и ее компактная разновидность CMF-B — это набор унифицированных платформенных решений для создания автомобилей разных размеров: общие модули — пол, точки крепления подвесок, моторный отсек, электрические и электронные блоки; отличающиеся — настройки, кузовщина, дизайн, моторы и вариации подвески.

А разве сейчас не так же?

Нет. Сотрудничество с Dacia идет давно — с 2011-го и «Ларгуса», который суть Dacia Logan MCV I на платформе B0. Но до сей поры автомобили Lada сохраняли аутентичность. Даже откровенные ремейки машин Dacia — вроде Xray — получали кучу модернизаций made in Togliatti: можно вспомнить и пересадку вазовских моторов на Largus, и апгрейд передней подвески для Xray Cross. Переход к единой платформе сильно ограничит инженерное творчество.

И существенно проредит модельную линейку.

Фото: фирмы-производителя

Обновленный Largus после 9 лет в первозданном виде готовится к дебюту. Из заметных изменений — решетка радиатора и фары от актуальных Logan/Sandero

Вопреки распространенному заблуждению, в линейке АвтоВАЗа по-прежнему много того, что принято называть «российские инженерные компетенции». Из оригинальных моделей — не считая «Нивы» — Granta (выросшая из «Калины») и Vesta (которая никакая не вариация «Рено», а самостоятельная разработка).

Соответственно, отказ от четырех платформ в пользу одной общей означает, что ВАЗовских разработок не останется — можно начинать прощаться с «Грантой» и «Вестой». И если «Гранту» особо и не жалко, то Vesta, по мнению многих журналистов/блогеров/автомобилистов, получилась куда удачнее бюджетников от Dacia — «Логана» главным образом.

Актуальный модельный ряд Lada

Модель Оригинальная Платформа B0
Lada 4×4
Lada Niva Travel
Lada Granta
Lada Vesta
Lada Xray
Lada Largus

Свято место АвтоВАЗ уже сейчас обещает заполнить: к 2025 году они выпустят 4 новые модели, включая совершенно новую «Ниву». Ее уже показали в виде черновых набросков.

Фото: фирмы-производителя

Параллельно показали концепт Dacia Bigster. И сразу можно сделать два вывода. Во-первых, в профиль она до боли напоминает актуальный Duster.

Фото: фирмы-производителя

Во-вторых, и Niva, и Bigster используют схожие решения в экстерьере вроде ручек задних дверей, утопленных заподлицо с кромкой. Это и есть первая ласточка того самого перехода на единую платформу и «синергетический эффект», о котором говорят большие боссы Renault. Проще говоря: смотришь на Bigster — видишь новую Niva. И наоборот.

А подробнее про новую «Ниву»?!

Из официальной информации:

  • подтверждены короткая и длинная версии, но непонятно — речь идет про 3- и 5-дверки или про 5- и 7-местные версии в одном кузове;
  • «полный привод, высокий клиренс, прочная конструкция» — никаких технических деталей;
  • выход предварительно намечен на 2024 год.

Судя по опубликованным скетчам, она станет ближе к дизайну неповторимого оригинала — и гораздо дальше от видения Стива Маттина, которое он показал на Московском автосалоне-2018. Актуальный концепт Vision повторяет характерные детали классической «Нивы» и щеголяет абсолютно гладкими боковинами и геометрически простой радиаторной решеткой — никакой «Икс-графики», составлявшей основу дизайна Маттина.

Возможно, неслучайно перед новым годом АвтоВАЗ объявил, что Стив «по личным обстоятельствам» покидает свой пост — вместо него назначили Жана-Филиппа Салара, который до этого… отвечал за разработку дизайна всей линейки Dacia и занимал пост директора по дизайну Groupe Renault в Восточной Европе (Бухарест).

Что еще интереснее, «Нива», судя по всему, станет суб-брендом: на скетчах нет фирменной ладьи, есть только NIVA. Тут уместно вспомнить, что после того, как права на это имя вернулись от GM к АвтоВАЗу, они уже, по сути, создали линейку «Нив»: экс-4×4 стала Niva Legend, экс-Шнива — Niva Travel.

Фото: фирмы-производителя

Что будет с российским Renault?

Самый интересный вопрос, на самом деле оставшийся за рамками презентации обновленной стратегии бренда. Про ЕС — понятно: там Renault хочет половину модельной линейки сделать электрической, другую половину — с ДВС/гибридной.

Фото: фирмы-производителя

Renault 5 Prototype. Ремейк классического Renault 5 в электрическом формате. Как символ связи поколений: от славного прошлого — в электрическое будущее.

Для России их сценарий нехарактерен уже давно: последние 15 лет «наш» Renault был перелицованной «Дачией». Теперь Dacia «синергируется» с ВАЗом, то есть Logan под прежним брендом, наверное, можно не ждать. А чего тогда ждать?

«Забудь про платформу B0, — сказал мне на том же Московском автосалоне-2018 один из менеджеров Renault. — Перелицованные Dacia — в прошлом».

На самом деле российский офис Renault давно отстраивается от своей бюджетной линейки: сначала видоизмененный Kaptur на тележке «Дастера», следом — эксклюзивный дебют купе-кроссовера Arkana на нашем рынке. Обе модели показывают, что можно делать по-французски импозантные автомобили, но с адекватным российским реалиям ценником. Пусть и с упрощениями по технической части.

От себя аккуратно предположу, что «наши» Renault и впредь будут делать по этой схеме: дизайн западноевропейских моделей — поверх простенькой архитектуры. B0 ли ее назвать, Global Acces ли, CMF-B ли это будет — не суть важно. Важен принцип, по которому уже созданы Arkana и Kaptur.