Несмотря на очередной обвал рубля и общую ситуацию в экономике, продажи новых автомобилей чувствуют себя сравнительно неплохо. По 11 месяцам 2020-го пока идем в минусе (-10%), но небольшом, а отдельные месяцы давали рост — порой весьма ощутимый:
- июль: +7,9% к аналогичному периоду 2019-го
- август: +0,9%
- октябрь: сразу +9%
В летние месяцы сказался отложенный спрос — кто не купил в марте-апреле-мае, ринулся в автосалоны в июле-августе. Здесь же отыгралось падение рубля и желание урвать хоть что-нибудь по относительно «прежним» ценам.
Рынок и индустрия к такому наплыву оказались не готовы: заводы весной стояли, складские запасы не бездонные — естественным образом образовался дефицит. Для понимания: там, где в марте в наличии была дюжина «Тигуанов» со скидками, теперь три предложения — и, конечно, без скидок.
К декабрю ситуация с производством и предложением начала стабилизироваться, но не у всех. В российском офисе Nissan, например, говорят: «Есть небольшой дефицит, но в целом все контролируемо». Схожей позиции придерживаются в Skoda Auto Rus.
Но это производители с российской пропиской.
Импортируемые автомобили — Toyota, Prado/LC 200, например, придется ждать в лучшем случае до февраля-марта, говорит гендиректор ГК «Оками» Сергей Васильев: зарубежное производство восстановилось еще не на 100%, как и логистика.
Дефицит новых авто неизбежно повлиял на вторичный рынок: предложений мало, цены пошли вверх. Получаются интересные перекосы: бэушные Land Cruiser 200 уходят по цене новых, потому что новые будут в II квартале 2021. Сократилось и время экспонирования автомобилей: по auto.ru, бестселлеры вида Solaris/Vesta уходят не за 23–30 дней, как было еще в начале года, а за 10-11 дней.
И получилось так, что к осени разобрали все доступные варианты новых автомобилей, за осень покупатели опустошили вторичку. Специалисты по подбору сходятся во мнении, что приличных по состоянию вариантов до миллиона рублей нет, найти что-то, кроме обносков, почти нереально.
Мы наугад ткнули в три объявления принципиально разных автомобилей, которые продаются разными способами (дилерский trade-in / перекуп / собственник), попросили диагноста оценить их состояние — и, похоже, все и правда не очень.
VW Polo V, пробег 44 500, «от собственника» — 450 000 рублей
Комментарий продавца (орфография и пунктуация сохранены):
— Один единственный владелец за все время бережной эксплуатации. Состояние практически ни чем не отличается от такого же, только нового. Кузов без единого скола, ни чего ни когда не красили, в ДТП не попадали. Состояние салона врятли можно отличить от ного, трудно поверить, но в машине сохранился запах нового авто, при осмотре убедитесь в этом.
Денис Путков, автодиагност, подборщик:
— Во-первых, это не собственник, а перекуп. Машину взяли неделю назад в Новоуральске за 390 000. Крашены три элемента по левой стороне: арка заднего левого колеса — качество окраса ниже среднего, есть вздутия; задняя дверь покрашена частично; лаком покрыта водительская дверь. Есть вмятины и задиры на юбке переднего бампера. По мотору: нагар под клапанной крышкой, антифриз перелит выше максимума. Есть следы ремонта коробки передач: снятие-установка, задиры на корпусе, масляные подтеки — зачем ремонтировали на таком пробеге, не понимаю. Возможно, машина налетела на препятствие, МКП была повреждена. Пробег родной.
Hyundai Grand Santa Fe, пробег 51 000 км, площадка trade-in — 1 650 000 рублей
Комментарий ДЦ:
— Один владелец по ПТС; полный привод; автоматическая КПП.
Денис Путков:
— Стойки, лонжероны целые, но по кузовным панелям беда: спереди ремонтировались бампер, крыло правое, обе двери — местами со шпатлевкой, качество окраса средненькое. Левая задняя дверь тоже окрашена — не в тон. Нехарактерный недостаток у дизельного двигателя: во впуске после турбины очень много масла, патрубки мокрые. Обычно эти моторы сухие, тут же или неграмотно пользовались турбиной (не установлен турботаймер), или пробег сильно скручен — я склоняюсь к этому, для 50 000 км выглядит плохо. Раздатку не обслуживали, угловой редуктор сухой — после покупки придется перебирать.
Nissan Juke, пробег 102 000, собственник — 620 000 рублей
Комментарий продавца:
— идеальное состояние. не бит не крашен. есть небольшая притертость на фото видно можем закрасить. любые проверки. готовы ехать в автосервис. никакие вложения не требуются. состояние нового авто почти.
Денис Путков:
— Забраковал из-за посторонних шумов в верхней части ДВС. Продавец не отрицает их наличие, но заранее — до приезда — о них не сказал. Пыльник ШРУСа порван. Обратите внимание, как продавец аккуратно починил его ПАКЕТОМ!
Можем перебрать не 3, а 33 варианта, и картина везде будет примерно одинаковой: на вторичке почти не осталось приличных по состоянию машин. Есть, конечно, один «Гольф» в родном окрасе, с сухой турбиной, без ошибок по DSG и с заводскими стеклами — но это машина моей жены, и она не продается ¯\_(ツ)_/¯