Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.
Область
Заразились
67526 +390
Выздоровели
60015 +400
Умерли
1907 +17
Россия
Заразились
3698273 +20921
Выздоровели
3109315 +27779
Умерли
68971 +559

АИ-92 или 95? Присадки помогают? Почему скачет расход? Ответы на все наивные вопросы про топливо

7 октября 2020, 11:51
репортаж
АИ-92 или 95? Присадки помогают? Почему скачет расход? Ответы на все наивные вопросы про топливо
Фото: 66.RU
Мы собрали стереотипные вопросы в жанре «В интернете пишут, что…» и адресовали их ученым Сибирского автодорожного университета (СИБАДИ). Попутно провели натурный эксперимент по влиянию манеры езды на расход топлива. И вот что из этого вышло.

Разговор о топливе мы начинаем с … психологии. Меня усаживают за монитор и велят жать на кнопки — проверить «профессионально важные качества водителя». Класс. Здорово. Только я после ночного перелета спал два часа.

Фото: 66.RU

И тем не менее аппаратно-программный комплекс для диагностики и развития психофизиологических качеств водителей намерил мне реакцию — «норма», распределение внимания — «средний уровень», склонность к риску — «ниже нормы».

К чему это все: в повышенном расходе топлива почти наполовину повинен человеческий фактор, в другой половине — техническое состояние узлов и агрегатов автомобиля, поясняет Татьяна Арбатская, заведующая учебно-методической лабораторией комплексной психофизиологической диагностики. То есть я со своей низкой склонностью к риску сжигать лишнего не должен. Но не это главное: отсюда же вытекает более высокая эффективность и безопасность работы за рулем, отсюда же — меньшая вероятность совершения ДТП.

Фото: 66.RU

Это не сам себя похвалил — это психофизиологическое обследование показало.

Проверять теорию практикой выходим на автоматизированный автодром. Смысл прост: 5 пилотов с разным психологическим профилем в равных условиях на одинаковой технике едут в своем стиле. Телеметрия фиксирует разницу в расходе топлива при проезде одной и той же дистанции — порядка 1 км в каждой попытке.

Влияние техники на разброс показаний сведено к нулю, работает только психофизиологический тип. И как он работает? А так, что разброс расхода от пилота к пилоту — 20–30% — и в этой разнице все: и резкость обращения с акселератором, и спокойствие движения накатом, и работа с траекторией. Потом одни будут удивляться «Чо так много жрет-то», другие — нет.

Фото: Анастасия Кеда, 66.RU

И как это соотносится с реальной жизнью?

Специалисты Сибирского автодорожного оценивают влияние стиля вождения в 2,5± л/100 км — это разброс между нормальным темпом в крайнем правом и спортивным — с резкими и сбросами и наборами скорости. Я прикинул по своим годовым тратам:

  • 18 206 км
  • и 1 179,84 л
  • на 60 231 рубль
  • при среднем расходе 7 л/100 км.

Добавляем немного агрессии и 2,5 л/100 км — получаем уже 9,5 л/100 км, что при том же годовом пробеге выльется в 1 729,57 литра на 88 294,5 руб.

Фото: Анастасия Кеда, 66.RU

То есть горячий темперамент, эмоциональную неустойчивость и повышенную склонность к риску можно оценить где-то в 28 000± рублей в год.

Но человеческий фактор — это половина влияния на расход или даже меньше. Остальное зависит от условий и режимов эксплуатации, а еще — от конструктивных и технических возможностей автомобиля. И тут число нюансов, влияющих на расход, начинает стремиться к бесконечности — от типа КПП до коэффициента лобового сопротивления и открытых окон. Самое время расчехлить другие стереотипы и дворовые пересуды на тему — как сэкономить (или нет).

«На 95-м «ест» меньше, надо лить его»

Есть такое мнение: дескать, залил 95-й — расход упал, хотя сам бензин и дороже, но получается выгоднее. И наоборот — смысл лить 95-й, если на 92-м расход выше, но он дешевле — и по деньгам так на то и выйдет. Отчасти, может, и так. А может, и нет:

Борис Журавский, старший преподаватель кафедры «Эксплуатация и ремонт автомобилей» СИБАДИ:

— Сложно сказать однозначно — все зависит от типа двигателя, типа системы управления. В ней установлен датчик детонации, и если двигатель рассчитан на работу с высокооктановым бензином, а залит низкооктановый, система регистрирует детонацию и сдвигает угол опережения зажигания в позднюю сторону. При этом, естественно, эффективность работы двигателя снижается — расход топлива растет. Но лучше заливать то топливо, которое предусмотрено заводом-изготовителем.

При этом топливо — это сложная химия, и на октановом числе (показывает детонационную стойкость бензина) свет клином не сошелся — факторов влияния на расход больше одного.

Виталий Лисин, доцент кафедры «Эксплуатация и ремонт автомобилей»:

— Часто бывает такое, что заявленное октановое число не отражает реального фракционного состава топлива. А двигатель как раз на это чутко реагирует. И может получиться так, что топливо с более низким октановым числом имеет более подходящий состав для данного двигателя — эффективность растет. Самые важные параметры топлива можно увидеть в паспорте качества на АЗС, а сам документ должен быть свежим — как правило, не старше недели. Для автомобилиста это один из основных показателей надежности топлива, не требующий сложных и дорогостоящих проверок.

Фото: Анастасия Кеда, 66.RU

Пример паспорта качества топлива

«Манеру езды не менял, заправку не менял — расход все равно подскочил. Почему?»

Вариантов — сотни: от нарушения системы зажигания и механических повреждений ДВС до неисправностей элементов электронной системы / АКПП / топливной системы. Точный ответ в этом случае даст только сервис.

Фото: 66.RU

Стенд с современным ДВС EP6 (PSA-BMW) как раз и учит искать ответы на вопросы «Где что отвалилось»: куратор отключает тот или иной узел — студент должен найти причину «неполадки».

В редких (2%) случаях на увеличение расхода влияет качество топлива, если грешите на него — обращаемся к администратору или звоним на горячую линию сети АЗС. Хотя может и не потребоваться: если после заправки автомобиль дергается/фыркает, дело может быть не в бензине, а в давлении: насос установлен непосредственно в баке, в связи с этим может образоваться воздушная пробка. Через несколько минут давление в топливной системе приходит в стабильное состояние, «дерганье» проходит.

«То есть качество топлива на расход не влияет?»

Влияет. Пусть и в 2% случаев, но эффект есть. Если в бензине превышено содержание серы/смол, то на внутренних элементах ДВС и топливной системы образуются отложения. Они снижают мощность и убивают движок. А если отложения попадают в зоны повышенной температуры (например, в камеру сгорания), то в процессе эксплуатации превращаются в нагар. В результате повышается износ двигателя, ухудшаются процессы горения топливной смеси → растет расход.

Фото: 66.RU

Правда, если верить Росстандарту и другим проверяющим органам, найти такой некондиционный бензин все труднее — преимущественно на глухих загородных трассах и noname-АЗС. Крупные сети, понятно, за качеством следят жестко. Но если вдруг вы «попали» на некондицию на частной колонке, засечь момент неадекватного повышения расхода можно и самому — электроника автомобиля в этом плане довольна точна.

Александр Иванов, завкафедрой «Тепловые двигатели и автотракторное оборудование»:

— Бортовой компьютер показывает мгновенный расход топлива — пересчитывает цикловую подачу, время подачи и делает это достаточно точно, но в определенный момент времени.

В остальном мои собеседники в Сибирском автодорожном так ранжируют факторы расхода топлива:

  1. Психофизиологический тип личности
  2. Конструктивные и технологические особенности автомобиля
  3. Условия и режимы эксплуатации
  4. Стиль вождения
  5. Квалификация водителя
  6. Качество топлива

Поэтому следим за собой — в первую очередь, за техническим состоянием авто — тоже в первую очередь, и о перерасходе не вспоминаем. Еще и экономим по ~28 000 рублей ежегодно. Оно, конечно, кому ничего, а кому — два платежа по ипотеке (или годовой запас шаурмы, если за ₽99 по акции).

Лишними точно не будут.