Способ раз: купить авто, состоящее на учете в ЕАЭС
Главным образом в Армении, хотя встречаются экземпляры с киргизскими и казахстанскими номерами. Есть на вторичке варианты и с абхазским учетом, что ничуть не лучше. Долгое время продавцы пользовались серыми зонами регламентов и законов, чтобы подешевле растаможивать приобретенные за границей (в США в основном) автомобили (в Армении таможить дешевле, чем в РФ) и также подешевле перепродавать их здесь. Покупателю вроде как сплошная выгода: и машину даром взял, и штрафы не платишь.
С 2020 правила поменялись: передвигаться на автомобиле, зарегистрированном в Армении, может только лицо, постоянно проживающее на территории Армении. А если передвигается гражданин России на территории России и по доверенности — то это нарушитель с иностранным товаром без таможенной очистки. И с июля полетели штрафы по статье 12.3 ч.1 КоАП РФ, машины с иностранным учетом массово поехали на штрафстоянки. На эту тему было большое расследование коллег с Дрома, можно ознакомиться тут.
Фото: 66.RU |
---|
По данным СМИ, рейды ГИБДД прошли в Челябинской и Курганской областях, ХМАО и, конечно, на юге (Краснодар и Ростов-на-Дону), где «армянских» машин, так исторически сложилось, больше всего. В Краснодаре местные автовладельцы даже записали прошение к Путину — чтобы машины перестали конфисковывать.
Вторичный рынок отреагировал моментально — доски объявлений забиты предложениями спорткаров за полцены: хочешь, Porsche Boxster 987 в 2 раза дешевле рынка (но на армянском учете), хочешь — Dodge Charger за 2 млн вместо 5 (но с перспективой конфискации).
Конечно, можно легализовать эту машину, если в 10-дневный срок после покупки уплатить все необходимые пошлины и поставить на учет по месту проживания, но тогда теряется всякий экономический смысл в покупке такой машины — только лишняя головная боль.
Фото: скрин 66.RU |
---|
Цена — пополам от рынка. Рисков — вагон. |
Способ второй: купить машину в угоне
В наши дни с таким столкнуться сложнее — авто перед покупкой бьется по базам из открытых источников, а у крупных классифайдов такая информация отображается в объявлении в обязательном порядке.
Фото: скрин 66.RU |
---|
Стоп-сигнал при подборе машины. Дальше можно не смотреть. Скрин из отчета Дрома по VIN |
Но напороться на угнанную машину все-таки возможно, если работали профессионалы и машина сварена-переварена — просто проверка по госномеру или VIN не даст результата. В практике автоподборщиков такие случаи встречаются, причем нередко корнями криминальные автомобили уходят в Самару. Вот лишь одна история — про Lexus NX.
Денис Путков, диагност, автоподборщик:
— Итоги осмотра оказались пугающими. Переварен VIN на кузове, переклеены дублирующие таблички, номер двигателя просто уничтожен. В общем, навандалили угонщики повсеместно. Нетронутым остался лишь родной VIN в электронном блоке управления двигателем, который удалось вычислить при компьютерной диагностике. По нему-то наш клиент, изрядно заморочившись, и нашел настоящего владельца, который еще в марте 2018-го не увидел свою машину на парковке.
У этой истории — хеппи-энд, потому что странности были выявлены еще при диагностике. Хуже, если бы сделка купли-продажи состоялась и статус автомобиля всплыл только в МРЭО при постановке на учет или когда-нибудь позже — в ходе рейдовых мероприятий ГИБДД. Тут без вариантов: машина как вещдок — на стоянку, а затем вернется к законному владельцу. Горе-покупателю, возможно, придется доказывать свою непричастность к угону. В придачу к тому, что он и так уже без денег и машины остался.
Фото: скрин 66.RU |
---|
Для пущей уверенности проставляем все галочки в фильтрах поиска. Так можно будет отсечь заведомо подозрительные машины. Скрин из отчета Дрома по VIN |
Даже если и нет, вернуть деньги с продавца — процесс длительный и без очевидного итога. Продавец может оказаться многодетным безработным инвалидом без недвижимости и имущества вообще, и взять с него нечего даже после многих месяцев судов.
А он окажется именно многодетным безработным инвалидом без имущества.
Способ третий: купить залоговую машину
Во времена, когда доля кредитных автомобилей — свыше 50%, это не так уж и сложно. Опять же, выявить такой автомобиль легче легкого — сайт ГИБДД и Федеральной нотариальной палаты в помощь.
Фото: скрин 66.RU |
---|
Если по какой-то причине не выявили и попались, то
- предыдущий собственник перестает платить по кредиту,
- просрочка копится,
- банк изымает машину.
Отвоевать авто обратно можно через суд, если удастся доказать, что вы добросовестный покупатель и знать не знали в момент покупки, что машина в залоге. Для этого в свою очередь придется доказать, что вы проверяли автомобиль на нахождение в залоге перед сделкой. Потому что если залог был отмечен в реестре, вы могли проверить, но не проверили, тогда никакой вы не добросовестный и машину изымут без вариантов.
И это только один из сценариев, но очень вероятный.
Фото: скрин 66.RU |
---|
Еще один вариант проверки на залог. Скрин из отчета по VIN с Дрома |
Как купить машину на вторичке, чтобы тут же ее не потерять
- не покупайте авто на армянских номерах;
- не покупайте авто на киргизских номерах;
- не покупайте авто на абхазских номерах;
- на всякий случай не покупайте машины на самарских номерах (163 регион);
- не покупайте машину с дубликатом ПТС — оригинал ПТС может быть у кого-то в залоге;
- пробивайте юридическую и финансовую чистоту через все открытые и платные источники;
- пробивайте юридическую чистоту в автосервисе с диагностом — как с тем Lexus NX из нашего примера;
- кредитный автомобиль покупайте только после того, как предыдущий собственник закроет «хвост» и выдаст вам соответствующую расписку;
- такую ↑ сделку оформляйте с нотариусом; от него же получите выписку из реестра ФНП о том, что машина больше не в залоге.