Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Илон Маск верхом на «Тесле» спасет планету (или нет). Что будет, если все пересядут на электромобили

Илон Маск верхом на «Тесле» спасет планету (или нет). Что будет, если все пересядут на электромобили
Фото: фирмы-производителя
Станет ли воздух радикально чище, если мы проснемся в чарующем мире будущего, где вместо автомобилей с ДВС ездят чистейшие электрокары? Мы со специалистом по энергетике Дмитрием Горчаковым прикинули.

«Нулевые выбросы СО2» — самый частый и весьма гаденький манипулятивный прием, к которому прибегают производители и пропагандисты электромобилизации. Электричество само себя не выработает: чтобы его получить, зачастую надо что-нибудь сжечь — те же углеводороды, уголь или газ. Есть, конечно, солнечные панели и ветряки, но их доля в мировой выработке энергии сравнительно мала — 2-3%.

Чаще (62%) все-таки жгут.

И СО2 в атмосферу все равно попадает. Мы решили представить, что будет, если заменить условный дизельный (значит, невероятно грязный) Passat (Jetta, Tiguan etc) с 2.0 TDI экологически чистыми «Теслами» схожего размера. Какие будут эквивалентные выбросы двуокиси углерода в этом случае в пересчете на каждую машину при усредненном пробеге 15 000 км? В первом приближении картина такая:

Илон Маск верхом на «Тесле» спасет планету (или нет). Что будет, если все пересядут на электромобили
Фото: 66.RU

В этом контексте дизельный седан выглядит не таким уж и грязным, особенно если учесть, что 40% мировой энергетики — это как раз сжигание угля. Но ведь B7-й Passat мы взяли не просто так: во-первых, он есть во всех регионах; во-вторых, до известных событий он был весьма популярен (> 150 000 шт/год только в Европе); в-третьих, эта модель оказалась в центре того самого дизельного скандала, когда американские регуляторы поймали VW на занижении вредных выбросов. Я не нашел точной цифры, русско- и англоязычные источники говорят про реальные выбросы «в 540 раз выше заявленного» (в оригинале — «up to 40 times»). В «40», конечно, верится с трудом — это почти 5 кило грязи, которые вылетают из выхлопной трубы каждый километр — поэтому мы для сравнения взяли значения «х5» и «х20 раз» больше номинала.

Илон Маск верхом на «Тесле» спасет планету (или нет). Что будет, если все пересядут на электромобили
Фото: 66.RU

Я, конечно, даже в «х5» не верю — это, скорее, относится к каким-нибудь ЯМЗ, но не арийскому TDI. Но где я, а где американские регуляторы, поэтому ради выпуклости картины цифры все-таки привел. Если же не брать их в расчет (или поделить надвое-натрое), а смотреть номинальные значения, то Tesla Model 3 сделает наш мир чище только в том случае, если электричество для нее будет добываться исключительно на газовых ТЭЦ, АЭС, ну, или шумом прибоя и ветряными мельницами. Но дышать в любом случае будет легче, потому что сегодня в крупных городах до 70% загрязнений приходится на автотранспорт.

Илон Маск верхом на «Тесле» спасет планету (или нет). Что будет, если все пересядут на электромобили
Фото: 66.RU

Угольная станция в Нидерауссеме, Германия. Третья по выбросам во всем ЕС. Очень своеобразные ощущения — ехать мимо нее на «эко-дружелюбной» гибридной «Панамере»

Еще надо понимать, что выбросы СО2 на ТЭЦ разных стран и регионов разные. Так, во Франции на выработку 1 кВт*ч в воздух улетает в среднем всего 79 гр СО2 (хвала атомной энергетике!), в Германии — уже 460 гр CO2, а в Китае — так вообще все 760 (не хвала угольной энергетике). Поэтому «нулевость» выхлопа электромобиля в каждом из этих регионов будет не вполне равнозначной.

Но будет.

Дмитрий Горчаков, научный сотрудник в Eksorb, популяризатор науки:

Илон Маск верхом на «Тесле» спасет планету (или нет). Что будет, если все пересядут на электромобили

— Электроэнергия вырабатывается разными способами, но большинство из них приводит к меньшим удельным выбросам, чем при сжигании топлива в двигателях внутреннего сгорания. Поэтому даже в странах с высокой долей самых грязных по выбросу CO2 угольных электростанций, как, например, в Китае, электрокары будут «выбрасывать» меньше углекислоты, чем обычные авто. Ну а в Европе, особенно в странах с высокой долей безуглеродной энергетики, (АЭС, гидро-, ветро- или солнечных станций), электрокары могут оказываться в разы чище.

Средние выбросы CO2 для выработки 1 кВт*ч в разных странах и регионах, г CO2/кВт*ч

Вопрос
А вы верите, что электромобили спасут наш воздух?
  • 42%
  • 38%
  • 2%
  • 5%
  • 13%
Посмотреть результаты
Вернуться к голосованию