В России тема удорожания топлива имеет сакральное значение — даже более сакральное, чем гречка. От колебания цен население орет в голос. И делает это, как водится, избирательно. Когда в разгар кризиса цены на бензин (явно искусственно) сдерживались несколько лет подряд (пруф и пруф), а удорожание не догоняло инфляцию, никто и слова благодарности не прошептал.
Но вот когда чуда не случилось и сдерживаемые несколько лет цены полетели наверстывать упущенное, проклятий и крику столько, что хоть «Фейсбук» не открывай и новости не читай — там других тем для разговора нет.
Хотел поддаться всеобщей истерике и тоже поплакать, но потом взял калькулятор и посчитал в доступных для понимания единицах — в шаурмах, что в базовой комплектации отдают по 99 рублей. В среднем в месяц я покупаю 112,79 литров топлива на 4 458,98 рублей. Даже если бензин продолжит свой поход вверх и перешагнет отметку +10%, то мне придется тратить на топливо уже 4 900. Страшно? Еще как! Придется отказаться от 4, а то и 5 шаурм (шаурмей? шаурмов?) и еще больше ходить пешком. Стану голодным, зато стройным.
Мне возразят легальные ИПшники-таксисты и весь малый бизнес вместе с ними — мол, с их объемами и в структуре расходов их бизнеса 5-, 6-, 10-процентное удорожание топлива будет иметь критическое значение! Соглашусь. Но при этом опять напомню, что весь 2015, 2016, 2017 год, для них в том числе, эти цены удерживали на каком-то вменяемом уровне. Не исключаю, что кому-то это позволило устоять на ногах в самые суровые годы кризиса. И за это культурные люди должны бы были сказать спасибо. Но что-то не сказали.
Кстати, бизнес вообще любит пенять на дорогой бензин, но вот, например, кило перца в супермаркете у моего дома в 2014 стоило 80 рублей. А сейчас — под 200. При том что бензин за тот же срок на 150% не подорожал. «Как так, шериф Уиллоуби?»
Но я отвлекся. Ключевой вопрос сегодня не про цену перца, а про цены на бензин и что с ними происходит. А происходит все и сразу — любую причину удорожания, которую называют ФАС, правительство, сами нефтяники, можно брать в расчет:
- фискальная нагрузка растет — правда,
- компенсация выпадающих доходов от экспорта имеет место — правда,
- сговор производителей/продавцов — не исключаю,
- бог устал нас любить — тоже верно.
Уверенно знаю, что а) ничего неожиданного в этом процессе нет; б) ничего смертельного — тоже. Как я уже говорил, вечно сдерживать цены невозможно, и то, что они отыграются, было лишь вопросом времени. Что до смертельности, то видели мы и не такие скачки — взять хотя бы май-июнь 2011. Даже ключевые слова и формулировки те же:
6.05.2011:
«Как считают в Минэнерго, бензиновый кризис связан с увеличением экспорта нефтепродуктов… Бензин уходил за рубеж, так как экспортные поставки оказались для нефтяников выгоднее внутренних».
29.05.2018:
«Глава Российского топливного союза: «Цены на бензин в РФ растут, потому что компаниям выгоднее экспортировать».
Ничего нового, в общем. Но при этом живы же? Если читаете меня, то, очевидно, живы.
Только вот разумнее за 7 лет не стали. Так, башкирские водители блокируют АЗС в знак протеста, что, конечно же, глупость — с тем же успехом можно пикетировать Гидрометцентр, потому что в июне пролетают снежинки. Блокировать, бастовать, выражать свою гражданскую позицию надо было у избирательной урны — и даже не 18.03.18, а много-много раньше. Потому что корни сегодняшнего удорожания надо искать все-таки в фискальной политике государства, а никак не в стоимости барреля нефти, и уж тем паче не в кармане бабушки-заправщицы. АЗС — на самом дне нефтяной пищевой цепочки — не устану напоминать вот этот расклад розничной цены топлива. Может, кто-то умный прочитает и поймет, что когда налоговая составляющая в цене доходит до 70%, спрашивать надо с тех, кто такую составляющую выдумал.
А если уж охота побастовать, то я предлагаю вот такой повод: в городе почти не осталось нормальной шаурмы по 99. А в ту, что есть, кладут перемороженную капусту и очень много майонеза. Доколе терпеть будем, а?
Теперь считаем:
Бак 40 литров стоил 1136
Теперь 1760
Бака хватает на 3.5 дня
624 рубля разница или около 6000 в месяц
Автор, у Вас как с адекватностью дела обстоят?! Доходы шаурмой измерять, это было бы смешно, если бы не было так грустно. Или верите данным росстата о средней з/п больше 40 т.р. Так нет такой зарплаты. Про то, что рост стоимости топлива приведет к резкому удорожанию всех товаров задумались? Если бы реальные доходы большинства населения также бы росли как стоимость товаров и услуг, то никто бы особого внимания не обратил бы на эти повышения.
Поэтому мой Вам совет, займитесь чем нибудь более полезным, чем написание этой туфты!!!
согласен. то качество фото смартфона и зеркалки сравнивает, то рост цены бенза с ценой шаурмы или перца.
год назад этот человек упорно доказывал, что такси выгоднее. всем пересаживаться в такси и продавать личное авто. но, как видим, сам автор статьи почему-то не отказался от личного авто. а как советы то всем раздавал.
А то ещё пару лет пройдет и дедок даже на мыло не сгодится.
И тут несколько вопросов. С какого перепугу оплата налога на добычу ископаемых ложится на конечного потребителя (и это не только автомобилистов касается, Пятерочка с Магнитом не по воздуху все перевозят же)? У нас ведь недра, вроде бы, по конституции всем гражданам принадлежат. Страдать должны добывающие компании. Проблема в том, что в России она одна и вертела всех как вздумается.
А самое печальное, что за 4 года после падения цен на нефть, бездарные чиновники не смогли придумать ничего, кроме как собирать побольше денег с населения, чтобы пополнить бюджет. Вообще ничего. Вот ваще. Ни идей, ни попыток.