Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

«От адской боли терял сознание»: Сергей Карякин рассказывает про свой юбилейный «Дакар»

26 января 2018, 13:00
Колонка
«От адской боли терял сознание»: Сергей Карякин рассказывает про свой юбилейный «Дакар»
Фото: команд-участниц/DPPI
40-й в истории ралли-марафон Dakar подтвердил свой статус самой опасной гонки планеты: там были сломанные руки, спины, досадные сходы мировых звезд, в числе которых и самый титулованный раллист планеты Себастьян Лёб, и наш соотечественник Сергей Карякин.

Сергей вернулся в Екатеринбург накануне своего 27-го дня рождения, но вместо торжеств раздает интервью. Собрали для вас главные выдержки из нашего общения в Кольцово и в эфире «Авторадио-Екатеринбург».

Про подготовку

— Этот «Дакар» дался как-то особенно сложно еще на стадии подготовки. Она заняла целый год, была напряженной, нервной, было очень нелегко. Мы собрали абсолютно новый квадроцикл — его купила наша область, спасибо им за поддержку! Мы взяли за основу настройки 2017 года, но делали все с нуля — внесли массу доработок по двигателю, по топливной системе, и эти доработки поменяли картину в целом. Еще мы облегчили квадроцикл аж на 15 килограмм — тоже очень достойный результат. Вся постройка и настройка проводились тут, на Урале. Конечно, мы стеснены технически — у нас нет тех станков, которые есть у многих гонщиков и команд за рубежом. Но, думаю, это вопрос времени: однажды и у нас появятся эти станки, и мы сможем сделать технику еще круче!

Про Dakar-2018

Невозможно угодить всем: в прошлые годы гонщики жаловались и просили сделать этапы посложнее, сейчас говорят, что надо бы им что-нибудь полегче… Я могу сказать, что «Дакар» был крутой! Было очень много дюн, сложных дюн — я таких еще не встречал! Перуанский песок — самый сложный, на котором мне приходилось ездить. Мне до старта говорили, что если были тренировки в Абу-Даби, то я готов к пескам. Но оказалось, что Абу-Даби — это такая детская песочница по сравнению с Перу.

На «Дакаре» был микс мягкого и жесткого песка, который не всегда поддается аэродинамическим правилам. Как это работает: когда мягкий песок выдувается ветром, дюна становится мягкой и пологой, жесткой только на верхушке. И в теории ты знаешь, что существуют ветреная/подветренная сторона, и что за подъемом будет следовать пологий спуск. А в Перу все не так! За крутым подъемом может быть ступенчатый сброс, предугадать который очень сложно.

Песок в Перу очень мягкий, рыхлый. Почему это важно: в Эмиратах ты едешь по стабильно жесткому песку, и скорость надо держать на уровне 40–50 км/ч — тогда получается, будто по асфальту катишь. А в Перу приходится держать минимум 80 км/ч, из-за этого и общий ритм передвижения был очень высоким. Многое стало неожиданностью — реальная картина оказалась не такой, как ожидал. Конечно, мой прошлый опыт как-то помог, но Перу удивило!

Про аварию и сход

Пятый спецучасток, 44-й километр, дюнный отрезок… Я ехал с горки, просмотрел всю поляну, запомнил, как ехать, разогнался где-то до 110 км/ч. Подъехал к изгибу, оттормозился даже больше, чем нужно, — был запас по времени для спокойной езды. Но как раз на этом месте за изгибом дюны оказалась воронка. Если бы я торопился и ехал километров на 10–15 в час быстрее, то перепрыгнул бы ее, а так… Воронка как раз размером с мой квадрик, и на скорости 70–80 км/ч я фактически врезался в стену. Квадроцикл выдержал, я перелетел через руль. В голове одна мысль: продолжить движение дальше и оценить ситуацию. Первое, что сделал после удара, посмотрел на колеса и переднюю подвеску. Что удивительно, все целое! Пробовал ехать дальше, но увидел, что рука гнется неестественным образом, деформируется в зоне лучевой кости. Четко понимаю, что сломал руку. Боль — адская. Дальше ехать не могу. Все.

Нажал красную кнопку (SOS), чтобы вызвать спасателей. Поначалу был болевой шок, а когда он прошел — появилась чудовищная боль. Я даже сознание терял от боли. Вертолет ждал полчаса, потом на зоне контроля еще 4 (!) часа решали, что со мной делать дальше. Я сидел под обезболивающим, пытался вызвонить друзей-родственников, а они, как назло, были вне зоны доступа.

О том, что у меня сломаны две руки, врачи узнали не сразу. Правая рука болела настолько сильно, что о левой как-то никто не подумал. Буквально через день рука опухла и посинела, я понял, что там тоже перелом. Продолжать гонку я в любом случае не мог, это сход. Остаток пути мы с командой ехали как сторонние наблюдатели. Главный соперник, Игнасио Касаль, конечно, после моего схода выдохнул и особо этого не скрывал — прямым текстом говорил, что теперь может ехать и не оборачиваться. Я бы на его месте сделал так же.

Про будущее

Мы уже занимаемся подготовкой к новому сезону, мои травмы должны зажить в течение 4 недель, силы вернутся, и руку можно будет нагружать. В этом году планируем проехать «Шелковый путь» и «Дакар», но на этот раз в классе багги. Работы ведутся: у нас уже есть омологированный каркас безопасности, строим машину, и я уверен, что она будет крутой. Я не отступаю от своей мечты выиграть «Дакар» в трех классах. Вот багги — это второй, в котором я выиграю. С багги я знаком очень хорошо, в свое время мы выигрывали самую сложную российскую серию, выигрывали этапы чемпионата мира, со штурманом знакомы и работаем давно, так что я уверен — все получится!