Знаете, что общего между роторно-лопастным мотором в последовательной гибридной схеме и V12 в связке с гибридной 9-ступенчатой трансмиссией? Отсутствие практического опыта разработки, производства и внедрения в дорожные машины. По крайней мере, в РФ.
Не так №1: двигатель
Я раз за разом задаю инженерам Центрального ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательского автомобильного и автомоторного института «НАМИ» один и тот же вопрос — «Сами?!» — и слышу один и тот же ответ: «Сами!» Если исходить из этого, то полностью алюминиевый квадро-турбо V12 с непосредственным впрыском впервые в истории советской и российской промышленности был создан инженерами НАМИ из ничего за 3 года.
НАМИ обещают практически 100-процентную локализацию двигателя. Так, литьё своё, турбины — из Подмосковья. А вот масляный фильтр — MANN. Насколько я знаю, заводов в РФ у них нет.
При этом они же хвастаются: «Коллеги из Porsche Engineering говорят, что у них на такой проект уходит как минимум 7 лет и вдвое больше денег, чем у нас». Думаю, вы понимаете мой скепсис, поэтому я поставлю многозначительное многоточие и добавлю лишь вот что: в мировом автопроме весь цикл создания не просто агрегата, а целого автомобиля — от инжиниринга до постановки на конвейер — занимает никак не меньше пяти лет.
Весь двигатель из алюминия, только некоторые детали вроде выпускных коллекторов —из чугуна.
Современный подход с модульными платформами слегка сокращает этот процесс, но при условии, что эта модульная платформа уже создана и обкатана. В случае же с «Кортежем» параллельно идёт создание платформы, агрегатов и семейства автомобилей на их базе. Даже у мировых грандов вроде VAG на это дело уходят десятилетия…
Габариты итогового автомобиля засекречены, но по силовому агрегату можно примерно догадаться, например, о высоте: верхняя точка двигателя примерно соответствует высоте капота.
Отставим скепсис: в конце концов, НАМИ — организация авторитетная, а чудеса случаются, так что в создание бензинового V12 с нуля без соответствующего опыта можно и поверить. Обращает на себя внимание другое. Флагманский «Кортеж» не будет чисто бензиновым автомобилем — его силовая установка гибридная, между трансмиссией и ДВС вживлён электромотор отдачей ещё примерно в 108 л.с.
ДВС и трансмиссия через электромотор стыкуются здесь.
Какой в этом смысл: во-первых, помогать ДВС трогаться (бронированный лимузин нелёгок); во-вторых, тяговая электромашина гибридной трансмиссии заменяет стартёр и генератор. А вот дальше следите за руками. Разработку и производство 9-ступенчатой гибридной трансмиссии отдали ООО «КАТЕ».
Электромашина гибридной трансмиссии: даёт дополнительные ~ 400 Н*м и > 100 л.с.
Корнями компания уходит в поздние 90-е: первоначально группа выпускников «бауманки» занималась адаптацией иностранных АКПП к отечественным автомобилям. В числе проектов — установка фордовской АТ на ГАЗ 3102, крайслеровской АТ на «Москвич Святогор» и так далее. Непосредственно ООО «КАТЕ» зарегистрировано в 2004 г., с 2005-го занимается собственными научными и инженерными изысканиями. Всё, чем они известны, — проектом 7-ступенчатого автомата для «Калины». В середине нулевых трансмиссия дошла до стадии какого-то рабочего прототипа и даже обкатывалась вазовскими инженерами, но в итоге с 2012 г. на «Калины» и «Гранты» начали устанавливать японские АКПП Jatco, а о КАТЕ благополучно забыли вплоть до момента, когда они всплыли как подрядчики по инжинирингу и производству коробки передач для президентского лимузина.
Лендинг КАТЕ встречает удивительной пустотой и обилием общих фраз про «полный цикл разработки» при отсутствии ссылок на завершённые проекты компании. Последнее обновление сайта — 2015 г. Возможно, потому, что этот же год они закончили с убытком в ~ 31 млн. рублей — деньги на обновление кончились.
По данным из открытых источников, гендиректором КАТЕ числится Максим Нагайцев — экс-директор НАМИ. В разное время с КАТЕ связывали супругу Сергея Чемезова, главы госкорпорации «Ростехнологии».
Не так №3: семейство
«Кортеж» заявлен не как штучный проект по производству лимузина для главы государства. Это ЕМП — Единая модульная платформа, на которой вырастет целое семейство автомобилей. Пока что заявлены лимузин флагманский, седан поменьше, минивен и внедорожник. Сроки выхода всех машин нечёткие. Лимузин точно поспеет к весне-2018 (инаугурация), а вот всё остальное — не факт, хотя глава Минпромторга неоднократно называл именно этот срок.
Контракт между Минпромторгом и НАМИ подписан в конце 2014 г. То есть меньше, чем за 4 года силами организаций без надлежащего опыта надо сделать невиданный по меркам мировой индустрии проект: разработать модульную платформу, + обкатать все платформенные решения, + наладить хотя бы мелкосерийное производство семейства автомобилей на их основе.
И вот тут одно из двух: или работы начались куда раньше 2014-го, или мы чего-то не знаем. И не узнаем: любые попытки пойти вглубь темы наталкиваются на «…Конфиденциальная информация, извините» с непременной виноватой улыбкой. Отсюда — всё новые и новые вопросы и неограниченный простор для фантазий.
История СЕМЕЙСТВА газовских V8(то самое, что на знаменитых ГАЗ-66…) начинается с ЗМЗ-13 — 195 сильный 5,53 литровый V8(3,1416*(50*50)*88 /1000 *8цил=5529,216сс), который проектировали одновременно для спецверсий ГАЗ-21 и ГАЗ-13 ЧАЙКА(59-81гг) в конце 50-х и запустили в серию 59годом c 4х камерным 113м карбом. Эта конструкция Заволжского завода при участии специалистов ГАЗа стала прогрессивной для всего мирового автомобилестроения тех лет своей т.н. "полностью" алюминиевой конструкцией — и блок цилиндров, и головки, и поршни, и впускной коллектор выполнили из алюминиевого сплава. Редчайшее для того времени техническое решение — даже в Америке первые алюминиевые восьмерки появились чуть позже-в начале 60-х годов.
В 70-х прокатился на ельцинской Чайке. До сих пор помню справа от руля 6 кнопок переключения передач. Нигде потом такого не видел. В 90-е спросил одного чечена - почему ездит на Чайке? Говорит - посмотри в окно, там Мерседесы, Ауди, Лексусы и - ни одной Чайки! А у меня есть. А когда-то в Вечернем Свердловске реклама была - Чайка за 14 тыров. И фото. Кто пользовал, хвалят.