В моей семье есть машина, но пользуется ей жена. Я свой личный автомобиль продал больше трех лет назад и пока не собираюсь назад: хватает метро+такси. При этом обслуживание семейного автомобиля лежит на мне, поэтому все цифры под рукой. И вот какой парадокс: в месяц машина проезжает больше километров, чем я на такси, стоимость километра пути у нее существенно ниже, но среднесуточно я трачу на содержание автомобиля больше, чем на поездки в такси!
Стоимость 1 км пути, руб.
Среднесуточные траты, руб.
Неубедительно? Правильно: это непоказательный пример. Показательный — под катом.
Мало что изменилось: как и год назад, средняя цена километра пробега на такси — в районе 20 руб. У семейной машины сейчас — чуть больше 4 руб. Но. Но! Машина не в кредите, без каско и, как и положено нормальной «Шкоде», не требует никакого ухода, кроме плановых ТО и мойки с шампунем и сушкой.
Если в структуру расходов на автомобиль добавить кредит (~20 тыс. руб. в мес.) и каско (скажем, 100 тыс. руб. в год, или 8 333 в мес.), то среднемесячные расходы вырастут с 6 408 руб. до 34 741 руб. А цена километра, таким образом, увеличится до 23,4 руб. Сравните с 19,5 руб. на такси.
Но чтобы не быть голословным, давайте возьмем сверхпопулярный Hyundai Creta, который хотят абсолютно все (4 место в Топ-25 моделей российского рынка).
Средняя цена модели — 1 019 900 руб.;
кредит с господдержкой на три года при первом взносе 30% — 22 984 руб/мес;
каско — в среднем 62 613 руб/год;
ТО-1 от дилера к дилеру — 8 270–8 590 руб.
Неизбежно возникнут два вопроса: откуда я взял стоимость бензина на «Крету» и «20 руб/км» на такси. Бензин я считал из средней цены G-95 за последние пять месяцев (37,70) и усредненного смешанного расхода «Креты» в 8,5 л/100 км. Цена такси — личная статистика по 150 поездкам.
Итого за год и усредненные 15 000 км новая Creta с 1,6 л, АТ и 4×4
вынет из кармана владельца 378 986 рублей,
или 31 582/мес,
или по 25,26 руб/км.
Опять же сравните с такси за 19–20 руб/км.
Итак, год назад нам не показалось. Реальная практика говорит, что личный автомобиль имеет смысл только бэушный, без кредита и страховок. Вместо нового кредитного авто логичнее пользоваться такси.
Кому не хватило выводов — под вторым катом есть еще немного обоснований и перечень косяков служб заказа такси.
Пользоваться такси оказалось реально удобнее, чем владеть машиной.
Во-первых, ты сразу едешь: экономится какое-то колоссальное количество времени на поиски парковочного места. При сегодняшнем избытке предложения время ожидания за последние пять месяцев ни разу не превысило 8 минут. Так что выходя из дома — ты сразу едешь, приезжая в офис — сразу поднимаешься в офис.
Во-вторых, ты экономишь неимоверное количество времени на сервисных услугах. Не надо ждать машину из мойки, не надо бегать по городу в поисках полиса ОСАГО, не надо отвозить и привозить машину с сервиса, не надо отряхивать снег по утрам, не надо протирать фары и номера по вечерам, не надо высчитывать по календарю сроки смены сезонной резины — вообще много чего становится не надо.
В-третьих, ты экономишь уйму времени, которое можно потратить на себя. Начиная от работы с документами на ходу и кончая обсуждением списка покупок на вечер. Не, листать почту и чатиться в мессенджерах можно и за рулем, но в этом случае можно случайно обнаружить себя на столбе или как минимум в корме впереди идущего автомобиля. Еще маленький пример: во времена повального автомобилизма я успевал прочитывать в год в среднем пять книг. Сейчас успеваю читать по пять в месяц. Всё освобожденное от управления автомобилем время я направил в другое русло и пока что выигрываю от этого.
Но есть и косяки, не без этого.
До сих пор трудно заказать машину в отдаленный пригород. Скажем, уехать из Берёзовского или В.Пышмы проблем вообще никаких — последний раз машина пришла за 4 минуты. Но вот откуда-нибудь типа Б.Седельниково — уже проблема. В ожидании ключей от новой квартиры мы с семьей два месяца прожили у родителей в Истоке, и каждое утро вызов машины был сродни шаманству: прождать можно было и 40 минут, и час, и более.
До сих пор никуда не делись «Нексии» с Азизбеками за рулем. Я бесконечно толерантен к Азизбекам, но такое убожество, как Nexia, давно пора запретить на законодательном уровне. Это конструкция начала 80-х, соответствующая нормам комфорта и безопасности начала 80-х. В конце же 10-х оно ничего, кроме животного ужаса, вселять не может по определению.
На этом с косяками всё. Порой принято относить к ним отсутствие полноценных детских кресел, но эту проблему я предпочитаю решать наличием собственного детского кресла. Ребенок всё-таки мой, и мне о нем думать.
Ну, а для тех, кто дотянул до третьего ката, я немного пофилософствую.
Во владении автомобилем может быть один из четырех смыслов:
туризм
спорт
транспорт
коллекционирование
«Туризм» — это когда ты собираешь экспедиционный Surf и ездишь по выходным жарить лосятину на перевал Дятлова. Или когда у тебя большой универсал, и ты ездишь с палаткой под Шамары на выходные. Или когда прилетаешь в Варну и берешь напрокат кабриолет для променадов. Или не в Варну, и берешь не кабриолет, а «вагон» для того, чтобы объехать с семьей всю Андалузию.
«Спорт» — это когда у тебя каркашенная Mazda MX5, и по выходным ты на ней валишь боком по льду. Или когда у тебя 911 GT3 RS 4.0, и ты на нем проводишь трек-дни на Moscow Raceway.
«Транспорт» — это когда ты утром садишься и тошнишь 4 километра по прямой в офис, а вечером садишься и тошнишь 4 километра по прямой домой.
С «коллекционированием», думаю, всё понятно: это когда у тебя Ferrari Dino и ты сдуваешь с него пылинки, наслаждаясь формами под бокал доброго рислинга.
Мне совершенно понятно пользование автомобилем для спорта, туризма и коллекционирования. Но я перестал понимать смысл личного автомобиля как транспорта на каждый день: он дорогой, неэффективный, пожирающий время, а в конечном счете — просто бессмысленный.