«Позируют, а потом трубку не берут»
Накануне в Кольцово наряду с родными, близкими и болельщиками Сергея Карякина встречал областной министр спорта. Красиво постоял, поулыбался в камеру областному телевидению, вручил чемпиону «Дакара» букетик цветов и удалился.
Зато никто теперь не посмеет сказать, что авто/мотоспорт в Свердловской области не поддерживается! Сергей на это мрачно иронизирует: «Позировать — позируют, обещают поддержку. А потом трубку не берут».
Телефон самого Сергея который день не умолкает: ему каждые 3–4 минуты звонят поздравить и с днем рождения, и с триумфом на «Дакаре», фанаты носят его на руках, а случайные прохожие, узнав, просят совместное фото на память.
— Уууу, холодно тут! — ежится при этом Сергей на непривычном после Южной Америки 20-градусном морозе.
Ему только что исполнилось 26, он первый в истории российский квадроциклист — триумфатор «Дакара», но вместо того чтобы праздновать, ходит и отвечает на одни и те же глупые вопросы.
— Ты вообще понял, что произошло? Уже свыкся с тем, что ты победитель?
— Нет пока еще. Да, классно, что выиграл «Дакар», но хотелось бы, чтобы это была не просто победа, чтобы реакция была не просто в виде рукопожатия, а чтобы появились спонсоры, и дальше я участвовал в соревнованиях уже на профессиональном уровне.
— У тебя, кажется, спонсоры сейчас должны в очередь выстроиться! И SMP Racing должны стучаться, и «Башнефть», и «Газпромнефть» сражаться за тебя, и Red Bull со своей программой поддержки…
— Не-а, не стоят. Пока мы сами с ними не свяжемся, они не появятся. Свяжемся, наверное. Но, боюсь, и в этом случае процесс затянется. В случае со всеми крупными компаниями нужен выход на первых лиц, а без этого всё поглотит бюрократия и ничего не выйдет.
— Из местного крупного бизнеса никто не заинтересовался?
— По-прежнему только Fores — они и раньше меня спонсировали, а теперь и подавно говорят, мол, «давай, поехали дальше, раз уж начали!» Другие пока нет. Посмотрим, может, УГМК или РМК заинтересуются…
— Они, кстати, тут — на пару этажей выше нас сидят.
— Сейчас поднимусь к ним, значит. Спрошу, нет ли у них лишних денег на «Дакар» (смеется, — прим. ред.).
— У тебя по плану много встреч — с губернатором, с мэром. Ты чего-то ждешь от этих визитов?
— Да ничего особого не жду. Мне приятно, что они заметили, что выделили мне время — у них плотный график, спору нет. Это лестно. Но в плане финансирования… Помогут — классно, у них больше возможностей выйти на источники финансирования. Вообще интересно выйдет: я первый российский квадроциклист на «Дакаре», а такой чиновник стал бы первым, кто помог первому российскому квадроциклисту на «Дакаре».
Но я ни на что не рассчитываю.
По первости было обидно: смотришь на других гонщиков — они все с поддержкой страны едут. А сейчас я привык уже. Нет помощи — ну, значит, нет.
«C каждым метром силы уходили…»
Сергей начал «Дакар-2017» с пневмонией, которую местные врачи поначалу распознать не могли — лечили горло. «Поддерживали меня в плохом состоянии, но главное, что не становилось хуже», — вспоминает победитель. Вылечиться помогли не только запоздалые антибиотики, но и ощущение скорой победы.
— Когда понял, что лидируешь в гонке, что было на душе: радость, облегчение или, наоборот, дополнительный прессинг?
— В рабочем режиме ехал до тех пор, пока «Бедуина» в руки не взял. А вот уже когда награду получил и когда съезжал на квадрике с подиума, силы меня оставили. Буквально: съезжаешь с подиума — и с каждым метром силы уходят из меня. Концентрация закончилась, гонка закончилась — и ты понимаешь, что победил, сделал свою работу. В этот момент тело просто отключается. Я успел сделать два глотка шампанского и начал засыпать на ходу.
— Если взять все твои четыре «Дакара», то что такого сложилось в этот раз, чего не хватало раньше?
— Трудно сказать. Опыт накопился, понимание гонки пришло, умение готовить квадроцикл. На всё нужно время, без этого никак. Ты вынужден потратить это время на обучение, как бы ни хотел выиграть с первого раза.
— А в плане психологического настроя, психологической подготовки что ты делал между этими рейдами?
— Жил. У меня забот помимо «психологической подготовки» хватает. День начинается в 6:30, я везу детей в садик, потом в спортзал, потом на работу, потом без сил и эмоций приезжаю домой, чтобы время с детьми провести...
Накануне этого интервью я спросил у мамы Сергея, как воспитать чемпиона. «Надо верить в него. И не мешать ему», — ответила Нелли Евгеньевна. Хорошо, мама не знала, что ее чадо в придачу к пневмонии проткнул палец дециметровой боливийской колючкой и был вынужден располосовать себе палец ножом, чтобы ее оттуда достать. И вообще всю опасность гонок осознала только недавно.
— Вчера твоя мама сказала, что впервые поняла опасность «Дакара» только в этом году, когда в трансляциях тебе стали уделять больше внимания, и она увидела, где вы на самом деле несетесь. Ты в голове держишь, что тебя здесь вообще-то ждут родители, дети, друзья? Не стопорит это в гонке?
— Нет, стопорят только дети, и то… Я уверен в том, что делаю. Почему я должен бояться? По лестнице спускаться иной раз опаснее. Здесь вон на дорогах общего пользования люди элементарные правила не соблюдают, подвергают опасности — ладно себя! — и других людей в том числе. Я вот буквально только что пытался повернуть налево — и тут какое-то создание на китайском недоразумении с крайнего правого ряда меня подрезает. Хорошо, я остановиться успел, хоть и не сидел за рулем два месяца.
— Кажется, Энцо Феррари приписывают слова о том, что гонщик после рождения ребенка теряет секунду с круга. У тебя уже двое, а едешь всё быстрее и быстрее.
— В этом есть какая-то правда. Но можно ехать на эмоциях, можно ехать на чувствах, можно ехать на математике. Когда становишься более-менее умным, то складываешь все эти факторы. Подключаешь и эмоции, и умение ездить, и умение рассчитывать. Я не еду, когда вижу риск. Я еду, когда вижу перспективу.
— Сейчас дети уже немного подросли, они знают вообще, чем папа занимается, следят за выступлениями?
— Да, они переживают за меня. Они меня любят.
— Как будешь восстанавливаться после «Дакара»?
— А когда мне восстанавливаться? Разве что выкраивать по минутке между делами.
— Ну то есть никакого тура на Бали на всю семью на два месяца?
— Это же деньги. А «Дакар» — это такая финансовая яма, в которую ты садишься под конец гонки наглухо. За I место дали €15 000, и я их тут же раздал, еще должен примерно столько же.
О планах на будущее Сергей говорит осторожно. В том разрезе, что на Dakar-2018 надо много денег, а ездить на свои, плюс кредитные, плюс спонсорские уже устал — хочется перейти на другой уровень и заниматься мотоспортом профессионально. То есть сосредоточиться на пилотаже, а вопросы финансирования и организации оставить профессионалам.
Без этого Сергей допускает старты только в каких-то локальных offroad-соревнованиях в предстоящем году. Но очень хочется верить, что и на «Дакаре» мы его все-таки еще увидим.
Беседовал: Кирилл Зайцев
Фото: Bas van der Bie, Cristaino Barni, Edoardo Bauer, Roeland Heuff, Денис Бушковский и Денис Пантелеев
© 66.ru; 66.RU