Лучший квадроциклист в мире вернется в Екатеринбург только 24 января — накануне своего 26-го дня рождения. Пока Сергей приходит в себя и собирается домой, мы решили вспомнить, кто из уральцев до него также вписал себя в историю мирового автоспорта.
На фоне феноменального результата уральского квадроциклиста на главном ралли-рейде планеты мы решили покопаться в истории и вспомнить, кто ещё из наших гонщиков стоял на пьедестале соревнований, имеющих приписку «…World» или хотя бы «…European».
Кратко о: в прошлом — президент сети салонов «SIMфония» и глава дилерского холдинга «Мирай-Авто», учредитель регионального отделения партии «Гражданская платформа в Екатеринбурге».
Локальные достижения: чемпион Эстонии по ралли (2004 г.), призер этапов чемпионата Финляндии по ралли.
Мировые достижения: подиум «Ралли Новая Зеландия», 2006 г., в чемпионате мира (WRC, класс Production).
Наставник сегодняшнего триумфатора «Дакара» и сам знает вкус призового шампанского. Александр Доросинский в свое время был известен как разноплановый бизнесмен, в сферу интересов которого входили как сотовые телефоны, так и автомобили. За пределами ритейла Доросинский был успешен в ралли: старты в Прибалтике и Финляндии принесли ему в 2004 г. титул чемпиона Эстонии. В середине нулевых Доросинский присоединился к Сергею Успенскому (пятнадцатикратному (!) чемпиону России в различных дисциплинах) и его команде URT, с которой проехал по спецучасткам чемпионата мира. Лучший результат — подиум в Новой Зеландии в 2006 г.
Позже Доросинский пробовал свои силы на политическом поприще — СМИ называли его «другом губернатора Куйвашева». В 2016 г. Сергей Карякин объявил, что Доросинский едет с ним на «Дакар» в роли менеджера и наставника.
Александр Доросинский (слева) с Сергеем Карякиным на подиуме «Дакара-2017»
Кратко о: уроженец Кыштыма (Челябинская обл.), совладелец концерна «Росграфит».
Локальные достижения: обладатель кубка России по ралли-2010 в абсолютном зачете, чемпион России по ралли-2011.
Мировые достижения: подиум «Ралли Аргентина», 2011 г., в чемпионате мира (WRC, класс Production).
Успехи Доросинского на этапах P-WRC повторил Дмитрий Тагиров, в 2011 г. поднявшись на подиум ралли Аргентины. К сожалению, для экипажа Тагиров/Завершинская это была наивысшая точка в сезоне-2011: они стартовали на шести из 13 этапов первенства, периодически финишируя в десятке (Уэльс, Финляндия, Швеция), но дальше мировая карьера Дмитрия не пошла из-за финансов. Сейчас призер ралли Аргентины увлекается кроссовыми снегоходами.
Дмитрий Тагиров
Фото: архив 66.ru
Вадим Макаров
Кратко о: ветеран войны в Афганистане, акционер ООО «МФСК-групп», замдиректора «Таганского ряда».
Локальные достижения: обладатель кубка России по ралли-2014 в абсолютном зачете, чемпион России по ралли-2015.
Мировые достижения: чемпион Европы по автокроссу-2009 (FIA European Autocross Championship).
В профессиональном сообществе Вадима Макарова знают как достаточно простого и компанейского человека, но вообще чемпиона Европы по автокроссу-2009 трудно назвать публичной персоной — в открытых источниках информации о нем наберется едва ли на страницу текста.
Точно известно, что Вадим Макаров входит в правление общероссийской общественной организации «Российский союз ветеранов Афганистана», занимается бизнесом в нескольких сферах, а также регулярно выходит на старт раллийных и ралли-кроссовых соревнований. При этом успех в России к нему пришел гораздо позже успехов мировых: так, чемпионом Европы по кроссу он стал еще в конце нулевых, а чемпионом России по ралли — только в 2015-м.
При этом после титула-2009 Вадим Макаров с мировыми стартами не завязал, систематически выезжая на ралли-кроссовые трассы за рулем «Фабии» и показывая такой пилотаж, за который иностранная пресса раздает ему эпитеты вроде «marvellous Makarov» («изумительный Макаров»).
Локальные достижения: 2-кратный чемпион России по картингу в классе «Союзный» и 4-кратный — в клаccе «Формула-С», чемпион серии Lada Revolution.
Мировые достижения: 2013 г. — чемпионский титул в ELMS (European Le Mans Series), 2016 г. — подиум «24 часов Ле-Мана» (III место).
В свежем релизе от АвтоВАЗа — весь Ладыгин: приехал, сел, всем навёз, уехал.
Еще в юношеские годы собрав ворох картинговых титулов, Кирилл уехал из Екатеринбурга в Тольятти, где откровенно прозябал много лет. Да, были старты в массе локальных чемпионатов — от кузовного RTCC до монокубка Lada Granta, были старты в чемпионате мира по кузовным гонкам (WTCC), но все-таки это зачастую был не тот уровень, на котором Кирилл мог и должен был выступать.
Кирилл Ладыгин — по-прежнему единственный победитель «Гонки звезд» журнала «За рулем», который увез главный приз — хрустальную шину — домой. Приз переходящий и остается у того, кто выиграл «ГЗ» не менее трех раз. Ладыгину это удалось четырежды. Попутно он обставлял не только именитых отечественных, но и мировых пилотов. Так, в 2012-м догнать его не смогли Ален Прост (4-кратный чемпион «Формулы-1»), Жером Д' амброзио (слева, тест-пилот Lotus F1) и Дэвид Култард (вице-чемпион «Формулы-1» сезона-2001). Год спустя Ладыгин навёз Шарлю Пику (пилот Caterham F1) и Кими Райкконену (чемпион «Формулы-1» сезона-2007).
Наконец-то раскрыть свой талант Ладыгин смог только после 2013 г., когда попал под крыло программы поддержки российских пилотов SMP Racing олигарха Ротенберга. В первый же год Ладыгин со товарищи взяли титул чемпионата по гонкам на выносливость ELMS, с 2014 г. Кирилл перешел в старший чемпионат по гонкам на выносливость — FIA WEC — а в 2016-м вместе с экс-пилотом F1 Виталием Петровым и Виктором Шайтаром заехал на подиум старейшего марафона планеты — «24 часа Ле-Мана».
При этом нельзя сказать, что SMP Racing на прототипе собственной постройки были фаворитами марафона. Но с учетом грамотной тактики и безошибочного преодоления дистанции тройка Шайтар — Ладыгин — Петров приехала на пьедестал, поставив своего рода исторический рекорд: впервые призеры Ле-Мана — полностью российская команда с российскими пилотами на машине российской постройки.
Кирилл Ладыгин на Ле-Мане и до него
Фото: архив 66.ru
Скажем, ступенью выше тоже стояла команда с российской лицензией — G-Drive Racing, но, помимо Романа Русинова, наших пилотов там нет, а постройкой и обслуживанием прототипа занимается британская компания Jota. Что, впрочем, не умаляет заслуг команды и очередной ле-мановский подиум Русинова и его команды.
Локальные успехи: победитель серии Can-Am Trophy Russia в зачетах ATV (2010, 2014), и SSV Sport (2016).
Мировые успехи: победитель ралли-марафона Dakar-2017 в зачёте квадроциклов
Ну, и чтоб красиво закольцевать, эксклюзивно для Портала 66.ru о Сергее Карякине расскажет Александр Доросинский.
Александр Доросинский, наставник Сергея Карякина:
— Охарактеризовать Карякина можно одним словом — боец. Это действительно настоящий мужик, который не говорит, не пишет, а делает. Сейчас очень популярно прикрываться соц.сетями, всякими писульками, говорить, какой я крутой, получать лайки, а этот парень не кончиками пальцев по клавиатуре, а реально физически, крутой. Он проходит через все сложности природы, жизни, условий, которые присутствуют на планете Земля. Я всегда говорил: чем отличается звезда от простого человека? Простым людям не очень хочется перейти через точку предела, а Сергей Карякин это делает и доказывает всем, что он настоящая звезда.
Фото: архив 66.ru; пресс-служб АвтоВАЗа; SMP Racing и Сергея Карякина; 66.RU