Попали. Двое хорошо камуфлированных погранцов с АК наперевес двинулись в нашу сторону. Я на всякий случай поднял руки и изобразил самую сладостно-слабоумную улыбку, какая только есть в моей коллекции.
Признаться честно, проводить раллийную гонку для журналистов в таком месте — не самая фантастическая идея.
Точно скажу, что вы в эти места в здравом уме не заберётесь — только если вдруг вам не надо совершить паломничество в Давид-Гареджийский монастырь, который растянулся аж на 25 километров вдоль границы Грузии и Азербайджана.
Собственно, на этой границе наша нежданная встреча с вооружёнными людьми и состоялась. Но смекалочка, хорошо подвешенный язык и красиво обклеенная машина вкупе с лучащейся дружелюбностью позволили нам не сойти за контрабандистов сациви и вернуться в канал без пулевых отверстий. Чтобы ещё 17 часов с перерывом на короткий тревожный сон мучать лимитированный Renault Duster Dakar Edition
Причём тут Dakar?
У Renault есть своя программа в ралли-рейдах, и на «Дакар-2017» в этом году на старт выйдут два подготовленных «Дастера». В преддверии этого события российский офис марки подготовил лимитированную версию дорожного Duster. Но не надейтесь купить его с прицелом на перепродажу коллекционерам через полста лет за целое состояние: вся «лимитированность» заключается в том, что выпускать его будут ограниченное время — примерно полгода. Но сделать успеют столько штук, что коллекционной ценности он иметь не будет.
Чтобы найти «эксклюзивные» черты, придётся достаточно сильно напрячься: у Duster Dakar Edition есть пара стикеров с оригинальном орнаментом, наклейки с «дакаровским» символом — стилизованным бедуином; ещё есть эксклюзивные чернёные диски, расширители колёсных арок и накладка на задний бампер. Иииии… Всё. По большому счёту, перед нами хорошо упакованный Duster, но дешевле, чем обычно: цены на Dakar Edition встали аккурат между предмаксимальной и максимальной комплектациями. Чтоб мы как следует разобрались с наклейками, стикерами, чернёными дисками и, конечно, накладкой на бампер, Renault решили устроить ралли-рейдовую гонку в лайтовом варианте. Забегая вперёд, скажу, что наш экипаж благополучно проиграл, хоть и финишировал на подиуме. Другое важно: по пути к подиуму мы успели сделать то, что с «Дастером» вряд ли сделает кто-то из его даже самых отвязных владельцев — заставили бороться со всеми известными стихиями.
Воздух
17 метров в секунду — это +/- 60 км/ч. И это не скорость нашего передвижения, а скорость ветра в Гареджийской пýстыни. Чтоб вы понимали мощь — двери в автомобиль порой не удавалось закрыть двумя руками, а порывы ветра с заглавного фото откровенно приподнимали (!) зад машины от земли.
Вместе с тем Duster с коэффициентом лобового сопротивления платяного шкафа в таких условиях вёл себя на удивление спокойно: и на прямых прострелах, где разгулу ветра вообще ничего не препятствовало, ни на спусках-подъёмах, где порой смещение с трактории на полметра-метр могли закончиться плачевно, ни даже в горных реках, которые мы обильно форсировали два дня. Дуть — дует. Ехать не мешает. Единственная проблема со шквальным ветром возникла один раз — на трассе, когда боковой порыв заставил таки ловить машину рулём. В любом другом случае я бы посетовал машине на парусность, но после суток через ураган тот единичный эпизод скорее можно списать на некое уникальное стечение обстоятельств.
Вода
Ни в одном сборнике ТТХ «Дастера» я не нашёл глубины преодолеваемого брода — видимо, такой параметр вообще не замеряли. Тем ценнее будут наши наблюдения. А наблюдать было, за чем: по пути к озеру Сиони мы не по разу пересекали Илто и Иори, разные там притоки Алазани, самый мелкий из которых был сантиметров 30 глубиной — и при этом ни разу не утонули, и ни одна из 8 экспедиционных машин не встала посреди реки с гидроударом. Если судить на глазок, то Duster спокойно переносит водные преграды, которые доходят ему до середины бампера (если смотреть по вздымаемой волне, то до верхней кромки). А это примерно 40–45 сантиметров от земли.
В общем, нельзя сказать, что море ему по колено, но горную реку средней бурности он переезжает с наскоку и без каких бы то ни было усилий. Отчасти ещё и потому, что колёса надёжно держатся за склизкое днище. И не только за него.
Земля
Подавляющее большинство тест-драйвов заканчиваются на словах «Братан, давай заедем в эту жижу». Дальше сценарий отработанный: приезжает техподдержка в виде мужика в ушанке на тракторе, или случайно шедший мимо «нивовод», или даже «УАЗист» с динамической стропой. Чаще всего это случается потому, что пределы сцепных свойств дорожной резины крайне низкие: жидкая глина махом забивает протектор, лишая машину пятна контакта с поверхностью. Отсюда любой раскисший косогор становится непреодолимым препятствием, а грязевая ванна — братской могилой любителей покорять бездорожье в кроссоверах. С нами этого не случилось по одной простой причине: резина была правильная. Организаторы решили сделать тест-драйв в тест-драйве и обули «Дастеры» в BFGoodrich All-Terrain T/A® KO2.
В череде малопонятных букв и цифр скрыты новая ударопрочная боковина, протектор, в котором не застревают мелкие камни, и водоотводные каналы, которые не забиваются грунтом. И это не маркетинговые обещания, а правда жизни. Мы поочерёдно и параллельно месили глину, снег, по обледенелым грунтовкам выползали из реки, чтобы пропрыгать по камням пару подъёмов — и ни одно колесо пробито не было. Хотя в первый день, когда я увидел на технической машине сопровождения всего 2 запаски на 8 экипажей, я внутренне ухмылялся оптимизму организаторов. Оказалось, что это был вообще пессимизм.
Но меня больше поразило не универсальное поведение этих покрышек на грунте, в глине, на острых камнях и в песке, а их покладистость на ровном асфальте. Обычно грязевая резина хороша за пределами дорог, а на них убивает управляемость и оглушает тебя нестерпимым гулом. Мне есть, с чем сравнивать, потому что Duster на внедорожной резине я пробовал.
Вот здесь — иначе. Перегоны между спецучастками пролегали по дорогам общего пользования, и акустическая картина в салоне была не хуже, чем если бы мы ехали на бюджетной российской резине типа АМТЕЛа или КАМЫ. Более того. Последний перегон в Тбилиси мы ехали весьма динамично и даже иногда превышали скоростной режим, но точности и однозначности реакций на твои команды, равно как обратной связи от машины меньше не стало. Конечно, BFGoodrich Много-Букв-Цифр® в штатную комплектацию не входит, и даже в пакете Dakar Edition его не получить. Колесо обойдётся где-то в 8 000 рублей, и это тот случай, когда можно и заплатить: с такой резиной из «Дастера» можно собрать некое подобие экспедиционной машины для затяжных и универсальных туров выходного дня по перевалам и долам.
Что касается тех вещей, где «Дастеру» нет потребности в допинге в виде резины, то там он ожидаемо хорош. Речь про геометрическую проходимость. При езде в колонне мне мозолила глаза муфта, отвечающая за распределение тяги между осями — она висит в заднем свесе между рычагами подвески, и висит очень низко. Было стойкое ощущение, что однажды кто-то из участников её непременно оторвёт об острые обломки скал. Но нет: все машины доехали до финиша в полноприводном исполнении.
Ни разу не сплоховала и электроника, которая имитирует блокировку межколёсных дифференциалова. Это помогает, в том числе, при диагональном вывешивании. Вывесить Duster сложновато:
Огонь
Огонь — это не стихия, это Duster и есть. Не скажу, что его способности меня так уж удивили: с этой машиной мы изрядно поколесили по России и Румынии, поэтому чего от него ждать, я понимаю. Хотя временами проложенный маршрут и был хардкорным, и вера в способности машины таяла вслед за внезапно выпавшим в предгорьях снегом, но «дакаровский» Duster сдюжил.
А я в очередной раз поймал себя на мысли, что этой машиной здорово восхищаться, но не очень хочется владеть. Потому что когда эйфория от успешного форсирования рек и перевалов проходит, остаётся ломота в пояснице и натёртые об острую прострочку рычага КПП мозоли между большим и указательным пальцем. При всех своих разнообразных и выдающихся возможностях Duster всё-таки не слишком хорош для повседневной жизни. Вопиющая утилитарность вкупе с экономией на эргономических спичках приводят к тому, что, например, мы с напарником при езде регулярно трогаем друг друга за колени. Не потому что так рады друг друга видеть, а потому что в нём росту — метр девяносто, во мне чуть поменьше, но надет пуховик, и вот мы уже едем в тесноте, пусть и не обиде.
Но там, где заканчивается быт или комфорт мегаполиса, Duster Dakar Edition может реально удивлять снова и снова. Если смотреть на него исключительно в этом ракурсе, то — надо брать. Непременно с полуторалитровым дизелем, который не задыхается в горах от нехватки воздуха, да ещё и выпил за 17 часов скитаний по пустыням, горам и рекам ничтожные пол-бака солярки.
Renault Duster Dakar Edition: выводы и ТТХ
| 1,5 л, 109 л.с., 240 Н*м |
| Подключаемый полный |
| МКПП 6-ст. |
| Спереди: независимая, типа McPherson с телескопическими гидравлическими амортизаторами и стабилизатором поперечной устойчивости / сзади: независимая, пружинная, многорычажная со стабилизатором поперечной устойчивости |
| дисковые вентилируемые / барабанные |
| 0–100 за 13,2 сек / Max 167 км/ч |
| 1 390 кг |
| Д.т, |
| 4,3 / 2 / 1,69 м |
| 215/65 R16 |
| 408 — 1570 л |
| 982 990 руб |
А позавидовал я прочитав воодушевленную статью. К стати, спасибо за такие новости, хоть что-то интересное почитать можно.