Дискуссии вокруг необходимости использования противогололедного материала (ПГМ) «Бионорд», которым коммунальные службы посыпают дороги Екатеринбурга, возникают каждую осень и не утихают вплоть до весны, когда снег наконец-то начинает таять. В этом году, например, екатеринбуржцы уже успели создать петицию с требованием прекратить использование противогололедных материалов и насобирать почти три тысячи подписей.
Основные аргументы в пользу отказа от «Бионорда» — без него город станет чище, а люди будут реже страдать заболеваниями дыхательных путей. В ответ на это мэр Екатеринбурга Евгений Ройзман заверил, что слякоть, образующаяся после применения химии, предпочтительнее чистого льда.
Между тем многие екатеринбуржцы не согласны с такой позицией. Они ссылаются на опыт Санкт-Петербурга, который отказался от ПГМ и прекрасно себя чувствует: дороги стали чище, а автомобилисты — аккуратнее за рулем, так что всплеска ДТП не произошло. Чтобы прояснить ситуацию, на вопросы о вреде и пользе «Бионорда» мы попросили ответить главного квартального Орджоникидзевского района Алексея Беззуба.
Алексей Беззуб, главный квартальный Орджоникидзевского района: |
О вреде
Я, конечно, не ел «Бионорд». Но есть сертификаты, которые говорят, что эта смесь соответствует определенным нормам. Так что я бы не стал раздувать панику относительно вреда «Бионорда». Условно, если вы хотя бы чуть-чуть постоите под выхлопами автомобиля или автобуса, вам моментально станет плохо — то есть у нас в воздухе присутствует не только соль, которой посыпают дороги, там присутствуют в большей мере выхлопы от автомобилей. Поэтому я не думаю, что «Бионорд» оказывает какое-то сильно негативное воздействие на организм.
О грязи
«Бионорд» — это прозрачная смесь, которая растворяется в воде. Тем не менее я допускаю, что от него может образоваться грязь. Я не понимаю процесса, как это происходит, но вижу связь между тем, как дороги посыпали реагентами, и тем, как разметка в то же время стала грязной.
То есть я пока не могу однозначно сказать, образует «Бионорд» грязь или нет. Но это не значит, что реагент не нужно сыпать на дороги.
О последствиях отмены противогололедных материалов
Екатеринбург находится во второй климатической зоне. Грубо говоря, у нас северный город и пять месяцев зимы. И если мы будем на протяжении почти полугода сохранять лед на дорогах, это создаст небезопасную ситуацию и увеличит количество ДТП. А безопасность я бы все-таки ставил во главу угла.
В итоге получится, что на перекрестках у нас возникнут так называемые ледяные шишки — бугорки — про которые все уже давно забыли. На дорогах будет колея, из-за которой автомобили при попытке обгона или перестройке из ряда в ряд будет заносить. Все это было в Екатеринбурге лет 15–20 назад, но зачем нам к этому возвращаться?
Об альтернативе
Можно, конечно, посыпать дороги фрикционными материалами: щебнем, песком. Но от них намного больше грязи, и они малоэффективны. Через какое-то время фрикционные материалы перестают действовать, потому что просто разлетаются.
Механически убирать лед с дороги — долго, дорого и непродуктивно. И потом, если использовать для этого технику, а не реагенты, дорога будет портиться, а качество городской среды — понижаться.
Поэтому единственный вариант — это соль. Мы в любом случае должны плавить лед. Потому что во время движения, когда автомобиль тормозит, из-за трения образуется тонкий слой воды в точке соприкосновения колеса и дороги. Он замерзает — и получается гололед. И мы от этого никуда не уйдем.
Об экспериментах
Практика — это критерий истины. Поэтому давайте выберем какую-нибудь улицу в Екатеринбурге и не будем посыпать ее реагентами. И посмотрим, что с ней будет происходить. Давайте экспериментировать. Только в этом случае мне нужно понимать, кто возьмет на себя ответственность за возможный рост ДТП на этом участке. Потому что, если человек попадет в аварию из-за плохо почищенной дороги, он может потом прийти с иском к дорожным службам. И нужно выбрать конкретного человека, который будет нести за это ответственность. В том числе материальную.
Если станет понятно, что в использовании «Бионорда» больше минусов, — давайте от него отказываться.
Что касается обвинений относительно того, что в противогололедную смесь что-то подмешивают. Если есть такие сомнения, можно попросить организовать проверку в районных дорожно-эксплуатационных управлениях (ДЭУ). Ведь противогололедные материалы распыляются тоннами, так что если в них что-то подмешивают, это явно не мешочек песка. Спрятать его на территории ДЭУ невозможно.
Фото: личная страница Алексея Беззуба в соцсети Facebook
Все прекрасно понимают, что на улицы высыпается совсем не та смесь из кристально чистых гранул, что рекламируется под маркой Бионорд. И все прекрасно знают, что тонна обычной технической соли, без всякой грязи, стоит всего 3-3,5тыс рублей, а не 25, как расходуется из бюджета.
Ну дак хорошо чистить надо и не придет никто с иском. А то взяли привычку - посыпали, а вывозить результаты приходится автовладельцам на бортах своих авто...
ше-ше, где мой комент с фоткой "спрятанного" "мешка" песка?
В общем в панормах яндекса прекрасно видны остатки отсева (или черт его знает что там насыпано). Фрезеровщиков 77.
На фотках то что осталось весной, осенью была целая гора.
Снежных накатов (и уж тем более - шпилек или бугорков) перед перекрёстками, которыми тут пугают, никогда не было. Дороги просто чистить надо КДМ'ками и грейдерами; полезно и снег своевременно вывозить.
А Сургут будет даже посевернее ЕКБ, и зимы там посуровей будут.
Нереально в таком большом городе, с такой транспортной нагрузкой, обходиться совсем без реагентов. Уборочная техника просто не справится с такой нагрузкой, а ее содержание встанет в огромные деньги. А в период, когда все плывет и замерзает, и техника не поможет. Проблема не в реагентах, а в воровстве и неправильном их использовании.