Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Как выжить в снежном заносе: 6 советов от инструктора контраварийного вождения

20 февраля 2016, 10:00
Как выжить в снежном заносе: 6 советов от инструктора контраварийного вождения
Фото: Татьяна Гордеева для 66.ru; архив 66.ru
Водители автотранспортного цеха завода «Уралэлектромедь» (одно из предприятий УГМК) прошли очередные курсы контраварийного вождения. Мы присоединились к курсантам, чтобы на своей шкуре испытать все прелести вождения в экстремальных условиях.

— Куда руль крутанула! Надо совсем чуть-чуть — и сразу обратно, строго ровно. И газу, газу добавляй! — инструктор контраварийного вождения Валерий Суриков, с которым я еду уже третий круг по льду озера Ключи, эмоций не сдерживает. Понять его можно: большинство водителей рассматривают подобные занятия как некую забаву, возможность в дальнейшем покрасоваться перед друзьями.

Валерий Суриков, инструктор учебно-тренировочного пункта АТЦ:

Как выжить в снежном заносе: 6 советов от инструктора контраварийного вождения

— Самая главная опасность на дорогах — высокая самооценка водителя: мол, я все знаю, я все умею, со всем смогу справиться. Первая задача этих курсов — показать человеку, что он ошибается, осознать, в чем его слабые места. Если человек это поймет, обучить его навыкам безаварийного вождения уже будет проще.

Как выжить в снежном заносе: 6 советов от инструктора контраварийного вождения

Уже несколько зим подряд сотрудники АТЦ «Уралэлектромедь» подготавливают ледяной полигон, на котором проходят занятия по контраварийной подготовке.

Мы попали на полигон в Верхней Пышме, чтобы посмотреть, как водители АТЦ отрабатывают навыки контраварийного вождения. Вообще в АО «Уралэлектромедь» о безопасном вождении задумались несколько лет назад. Впервые программу «контраварийная подготовка» запустили в 2012 году. Сейчас по ней обучаются все водители автотранспортного цеха — 60 человек. Причем программа распространяется на четыре основные категории — В, С, D и Е.

Как выжить в снежном заносе: 6 советов от инструктора контраварийного вождения

В парке автотранспортного цеха немало машин, стоимость которых несколько миллионов рублей. Программа контраварийного вождения призвана в том числе уменьшить расходы, связанные с кузовными работами: царапины, помятости и т.д. могут появляться и в результате мелких ДТП.

Фарит Хафизов, начальник автотранспортного цеха:

— Программа делится на теоретическую и практическую части. Теоретические курсы проходят в специальном классе, оборудованном тренажерами. В числе изучаемых тем — техника и тактика руления, виды и способы торможения, трогание, разгон, экстренное маневрирование, вопросы охраны труда и многое другое. Кроме того, на занятиях слушатели курса анализируют дорожно-транспортные происшествия с помощью видеоматериала и макетов. Практические занятия в летне-весенний период проходят на автодроме, в зимний — на озере Ключи.

Как выжить в снежном заносе: 6 советов от инструктора контраварийного вождения

На озере Ключи любят погонять и просто любители экстремальной езды. И не всегда это обходится без потерь — кусок бампера тому доказательство.

Курсы контраварийного вождения проводит Валерий Суриков, мастер автомобильного спорта, неоднократный участник различных соревнований, ученик Эрнеста Цыганкова — основателя НОУ «Центр высшего водительского мастерства», в котором обучаются не только спортсмены, но и сотрудники различных спецслужб (ФСО, ФСБ, ВВ, МВД). Валерий с легкостью демонстрирует журналистам различные трюки на льду. Но его подход к делу — намного более серьезный.

Валерий Суриков:

— Мне важно научить человека не просто механически выполнять правильные движения, а прогнозировать дорожную ситуацию, не допуская возникновения тех самых экстренных случаев. По статистике, если человек правильно отреагирует на ситуацию на секунду раньше, он снизит риск аварии на 90%. Если на полсекунды — этот показатель снижается до 50%. Моя задача — как раз научить человека в нужную секунду понять, как ему следует действовать.

Впрочем, водителей АТЦ трюкам не учат. Участники отрабатывают навыки вождения в темное время суток, на участках со скользким покрытием, по неровной поверхности и при интенсивном потоке в городе и за городской чертой. Всего в программе более 200 приемов «высшего пилотажа» владения автотранспортным средством.

После каждого курса проходит зачетное занятие.

Как выжить в снежном заносе: 6 советов от инструктора контраварийного вождения

Перед началом зачета — подробный инструктаж. Сегодня водители будут отрабатывать плавное торможение на дуге поворота, действия в случае заноса и экстренное маневрирование на льду.

Сажусь в один из автомобилей. Водитель Виктор довольно расслаблен: он не первый раз на таких занятиях.

Виктор, водитель Toyota Land Cruiser:

— Я работаю в автотранспортном цехе три года. И каждый год у нас проходят такие занятия. Вот сейчас вместо обеда поехал сдавать зачет. Считаю, что дело это важное и нужное. Навыки, которые я получил во время этих занятий, уже не раз мне на дороге пригодились. Тем более что Валерий смог нас заразить своим подходом к делу: он считает, даже если тебя не признали виновным в аварии, ты все равно виноват — не вовремя распознал ситуацию, среагировал чуть позже, чем надо. Всегда об этом помню в пути.

Полноприводная Toyota то и дело пищит — электронные мозги машины не могут поверить, что кто-то по своей воле может выполнять такие маневры, в итоге срабатывают блокировки.

Как выжить в снежном заносе: 6 советов от инструктора контраварийного вождения

Во время практических занятий случается всякое: одна из машин не вписалась в поворот и ее занесло в сугроб, другая совершила незапланированный «полицейский разворот» — во время выполнения змейки водитель сильно раскачал авто и его развернуло на 180 градусов. На трассе такие ситуации могут стать смертельными.

Видео, даже снятое практически «от первого лица» — на пассажирском сиденье «Сонаты», которой управляет Валерий Суриков, — всех эмоций не передает: ни восторга от отточенности движений водителя, ни вжимания в кресло, когда Валерий Викторович вдруг решает выполнить резкий маневр. Когда выходишь из машины, коленки слегка подрагивают.

— Валерий Викторович, а сами вы попадали в аварии?

— Да, несколько раз были такие случаи. Но о тех ситуациях, когда я аварии избежал, хотя, казалось бы, это было нереально, можно написать книгу.

— А самый страшный случай можете вспомнить?

— Самый страшный, как это обычно и бывает, случился по глупости. Ехали с соревнований, полная машина автоспортсменов. Дорога на спуск, внизу — резкий поворот налево, а посреди поворота, на обочине — столб. Парни меня начали подначивать: «А слабо тебе на полной скорости тут пройти? Спорим на все деньги!» Я повелся. Втопил на полную на спуск — и понимаю, что меня несет прямо на столб, никак не увернуться. Как говорится, вся жизнь перед глазами пронеслась. Но перед самым столбом я чуть-чуть, буквально кончиками пальцев, руль повернул сначала в одну сторону — в лобовую уже не врезался, выровнял и еще немного довернул, чтобы вокруг столба не обмотаться. В результате столб проехали, да и в поворот вписались почти, не кувыркнулись, помяли машину немного, но все живы остались. Вот тогда я и утвердился, что всё владение машиной — буквально в кончиках пальцев, в мелкой моторике. Отрадно, когда это понимают и другие.

Контраварийное вождение — только часть программы автобезопасности, которая внедряется на предприятии. В 2012 году в автотранспортном цехе АО «Уралэлектромедь» был оборудован специальный кабинет, оснащенный инновационной системой по проверке водителей перед выходом в рейс.

Фарит Хафизов:

— Оборудование с высокой точностью диагностирует общее состояние водителей, с его помощью можно определить, как чувствует себя человек не только в физическом, но и в психо-эмоциональном плане. Кроме того, система способна оценить, как быстро сможет восстановиться водитель при наличии некоторых отклонений в общем состоянии здоровья.

Кстати, сегодня проверку на этом оборудовании проходят не только водители предприятий УГМК, расположенных в Верхней Пышме, но и водители муниципального автотранспортного цеха.

Комплексный подход к безаварийному вождению дал свой результат: по словам руководства АТЦ, только за последнее время число происшествий с участием водителей предприятия уменьшилось на 52%. «Мы видим, насколько эффективна наша программа. И поэтому вышли на Минтранс России с предложением рассмотреть наши наработки и в дальнейшем реализовать подобную программу и на других предприятиях, в том числе государственных, муниципальных», — рассказали руководители АТЦ.

А пока чиновники рассматривают необходимые документы и принимают решения, мы публикуем 6 советов по безопасному вождению от мастера автомобильного спорта Валерия Сурикова.

1. Если на дороге асфальт сменился снежной кашей — сбавьте скорость, если под снегом обнаружился гололед — езжайте еще медленнее, если видите перед собой лужу, постарайтесь въехать в нее на минимальной скорости.

2. Если вы видите, что на вашу полосу заносит встречный автомобиль, не пытайтесь резко поворачивать руль в противоположную сторону — просто как можно быстрее сбавьте скорость. Траектория авто в заносе строится таким образом, что его обязательно утащит на ту полосу, с которой его занесло. Если только раньше не выкинет в сугроб.

3. Вообще крутить рулем изо всех сил — самая неверная стратегия на скользкой дороге: из-за центробежной силы автомобиль вынесет наружу поворота. Правильный вариант — мягкие движения рулем в околонулевой зоне. Резкое начало в рулении не позволяет объехать неожиданное препятствие, а задержка в выравнивании на долю секунды после объезда непременно приведет к тому, что автомобиль вынесет на полосу встречного движения или за пределы дороги.

4. На скользкой дороге вы просто обязаны держать руль двумя руками, параллельно друг другу. Слегка повернув руль, необходимо тут же вернуть его в ровное положение и одновременно добавить газу.

5. Если машина пошла в неуправляемый занос, вернуть ее на курс практически невозможно. Поэтому главное на дороге — уметь предугадывать ситуацию. В первую очередь — выбирать правильный скоростной режим. Кроме того, нужно следить не только за ближайшей к вам машиной, но и стараться замечать, что делается на дороге за три машины от вас. Это сведет к минимуму риск экстренного торможения.

6. Сложнее всего — менять привычки. Поэтому лучше с самого начала не закреплять неправильные приемы вождения. Любой навык усваивается за 5000 повторений. Пусть эти повторения будут верными.

архив 66.ru