Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Юрий Ступак, ТК «Лорри»: «По поручению Путина правительство снизит поборы»

2 января 2013, 13:00
интервью
Екатеринбургский бизнесмен попросил президента страны избавить его от излишних чиновничьих поборов. Владимир Путин согласился. Правда, пока ничего не сделал.

Владелец екатеринбургской транспортной компании «Лорри» прославился на всю страну после того, как рассказал о своих бедах президенту Владимиру Путину. В октябре на встрече транспортников с главой государства Ступак встал и заявил: утилизационный сбор вкупе с таможенными пошлинами съедают немаленький кусок прибыли его компании. И потребовал навести порядок, чтобы с бизнесменов-логистов государство не собирало чрезмерные суммы.

Путин таким новостям удивился. И публично на повышенных тонах приказал федеральному министру промышленности и торговли Денису Мантурову выполнить требования екатеринбургского предпринимателя.

Прошло два месяца. Поборы с транспортных компаний меньше не стали. Зато всего через пару недель после президентского совещания ведомство Мантурова выбросило компанию «Вольво Восток» из списка организаций, которым можно не платить утилизационный сбор. Примечательно, что эта компания собирает грузовики на территории РФ — в Калуге и, кроме того, именно у нее Юрий Ступак закупает новые тягачи. Мы не беремся однозначно утверждать, что так федеральный министр отомстил за публичную трепку. Но согласитесь, повод для таких подозрений есть.

Впрочем, сам Ступак по-прежнему настроен оптимистично. Поправки в законодательство, облегчающие финансовую нагрузку на транспортный сектор, вот-вот примут, утверждает он:

— После той встречи с Путиным я ездил на большое совещание в Министерство промышленности и торговли. Там удалось добиться принципиального решения: чиновники готовы пойти на уступки международным перевозчикам и либо совсем отменить для нас утилизационный сбор, либо установить коэффициент 0,25 от базовой ставки. Это вполне приемлемое предложение. Министерство уже разработало соглашение и передало его в правительство. Теперь вопрос решается в кабинетах подчиненных Медведева.

— Потребуется изменение закона? Вопрос придется выносить на Госдуму?
— Я думаю, нет. Это дополнение, подзаконный акт. Все решат в правительстве.

— Как считаете, когда изменения вступят в силу?
— Не могу сказать. Не знаю.

— Вы можете коротко описать масштабы: насколько утилизационный сбор увеличил расходы транспортых компаний?
— Конечно. Мы, например, покупаем тягачи Volvo. Цена каждой машины — 85 тыс. евро. Дополнительно мы платим таможенную пошлину — 680 тыс. рублей за каждую машину. А теперь еще и утилизационный сбор. Для двадцатитонных грузовиков, которые мы закупали раньше, он составлял 435 тыс. рублей.

Но мы знали о неприятных нововведениях. Потому попросили производителя сократить вес машины до 19 тонн. И сбор упал до 220 тыс. рублей. Но это все равно немалые деньги.

Кстати, таможенники нам не поверили. Они решили, что мы мухлюем и подсовываем им документы на девятнадцатитонники, хотя по факту завозим тягачи на 20 тонн. Когда я уезжал на совещание к Путину, партия новых машин простаивала у меня на парковке. Нам отказывались выдавать ПТС.

Но когда через две недели я вернулся из Москвы, все уже было в порядке — документы выдали. Уж не знаю, повлияло на это мое выступление или нет… Но с тех пор мы завезли еще несколько партий грузовиков. Без проблем все оформили.

— Пока утилизационный сбор действует, как вы будете компенсировать возросшие издержки?
— Никак. Что вы предлагаете? Переложить их на клиента? Это невозможно. Встаньте на место специалистов из УГМК, ВСМПО, КУМЗ. Им какая разница, по какой цене Ступак покупает машины? Им нужно возить грузы. Договоры все подписаны. И там указана вполне конкретная сумма. И как я должен сейчас коммерческому директору «Уралэлектромеди», например, объяснить, что с завтрашнего дня он будет платить не 2500 евро, а 2600? Ну как? Он сразу пойдет искать другого перевозчика.

— И ведь найдет.
— Да конечно найдет!

— Иностранцы повезут?
— Они самые. Иностранцы, перевозящие грузы по нашей территории, ни за что не платят. Они даже ездят без соответствующих разрешений. Им дешевле давать взятки гаишникам, чем платить за оформление бумаг на въезд. Потому они готовы предложить свои услуги по низким ценам.

В России приняли федеральный закон, серьезно повышающий штрафы за такие нарушения. Мы семь лет этого добивались. Но закон не работает. И на нашем рынке иностранцы-нелегалы себя чувствуют так же вольготно, как и до принятия закона.

— Почему?
— Потому что не хватает законодательной базы. Те, кто должен следить за исполнением этого закона, не знают своих полномочий. Не понимают, на каких основаниях они могут останавливать тягачи на трассе и арестовывать машины. Нет специализированных штрафстоянок. Но главное, как мне кажется, — желания нет.

— Вашего поставщика — «Вольво Восток» — исключили из списка компаний, которые могут не платить утилизационный сбор. И их грузовики, собранные в Калуге, насколько я понимаю, подорожали. На вашем бизнесе это сказалось?
— Их исключили, это правда. Но утилизационный сбор они полностью взяли на себя. Подписывая контракт с «Вольво Восток», мы оплачиваем только стоимость самой машины.

— Если грузовики Volvo собирают в Калуге и продают без утилизационного сбора, зачем вы ввозите тягачи из-за границы?
— В Калуге до сих пор не собирают автомобили стандарта «Евро-5». Только «Евро-3». А мы не можем покупать технику, которую могут не допустить в Европу. С 1 января там уже вводят «Евро-6».

— У нас и топлива-то такого нет.
— У нас и «Евро-5» в стране нет. Но с заводом Volvo в Калуге — другая проблема. Они инвестировали немалые деньги в нашу экономику. Построили целое предприятие. Наладили сборку грузовиков. Но Министерство промышленности не разрешает им беспошлинно ввозить в Россию комплектующие. Таможенные сборы за каждую деталь добавляют стоимости готовому автомобилю. В итоге тягачи, собранные в Калуге, дороже завезенных из Европы на 8–10 тыс. евро. Это полный абсурд!

— Чтобы избежать всех этих таможенных проблем, Мантуров рекомендовал вам закупать КамАЗы. Чем такие машины вас не устраивают?
— А вы почему мне этот вопрос задаете? Выйдите на дорогу, остановите любой тягач и спросите у его шофера: «Ты бы что выбрал: Volvo или КамАЗ?».

— Я думаю, ответ очевиден.
— Конечно!

— Но я задаю вопрос вам, потому что меня интересует сравнение этих двух машин с точки зрения бизнеса: соотношение цены и качества, срок окупаемости, текущие расходы на содержание автомобиля…
— Так скажу: мы все это давным-давно просчитали. Мы на КамАЗах ездили 20 лет. Больше не хотим. Для того чтобы я купил их тягачи, им придется совершить на своем заводе настоящую техническую революцию и создать наконец конкурентоспособный автомобиль.

Вы поймите: шофер в машине живет. От Екатеринбурга до Гамбурга, например, он едет минимум 22 дня. Ну как в КамАЗе прожить 22 дня?! Я даже не говорю о трансмиссии, о расходе топлива, о двигателе. Просто: как выжить в кабине этой машины? Я не знаю. Работать на таких машинах нельзя.

Фото: ТК «Лорри»