Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Строительная мода: зачем современным ЖК нужны точки притяжения

18 декабря 2017, 12:30
Строительная мода: зачем современным ЖК нужны точки притяжения
Фото: архив 66.ru
Городские легенды, исторические места и современная застройка — как гармонично связать эти компоненты в одном объекте, рассмотрим в очередной серии спецпроекта 66.RU.

Проект компании «Форум групп» с практически одноименным названием — «Форум Сити» — не попасть в рубрику «Строительная мода», наверное, просто не мог. Причин как минимум две. Первая — собственно застройщик: «Форум групп» можно назвать одним из законодателей строительной моды Екатеринбурга. Этот девелопер первым в городе построил клубный дом — по сути, сформировал эту нишу рынка недвижимости. Да, сейчас есть клубный дом «Родина» на Папанина, есть «Антарес» на Шейнкмана, но первым был «Тихвинъ». Принципы клубности, когда-то реализованные на этом объекте, постепенно год за годом переняли другие девелоперы Екатеринбурга и сейчас применяют их на объектах всех категорий. Даже в экономе сегодня несложно найти ЖК с несколькими уровнями доступа на внутридворовые территории, с акцентом на входных группах и общественных пространствах: все это идет из концепции клубного дома.

Вторая причина — сам проект «Форум Сити» не типичен для нашего города. Одна из главных его особенностей — сохранение истории места, где возведут жилой комплекс.

В квадрате улиц Шейнкмана — Сакко и Ванцетти — Радищева — бывший пер. Колхозников (сейчас он носит другое название) долгие годы находился Центральный колхозный рынок. «Я помню… он был монументальный. Рынок этот. Я прямо запрокидывал башку и не мог разглядеть, где заканчивается Центральный рынок и начинается небо. В его гулких недрах было интересно и страшно, как в церкви», — так описывает рынок Павел Бабушкин, фронтмен группы «Т.о.ч.к.а.».

Именно рынок должен стать «якорем» нового жилого комплекса. Вернее — маркет.

Сергей Воробьев, генеральный директор «Форум Групп»:

Строительная мода: зачем современным ЖК нужны точки притяжения

— Мы решили не перекраивать городскую историю, но наполнить ее новым звучанием. Маркет — современное пространство, наподобие известных рынков Европы, где можно не только приобрести самые свежие и качественные продукты, но и посидеть с друзьями в ресторанчиках, в которых готовят из этих самых продуктов. Это такой симбиоз рынка и гастрономического фестиваля.

Строительная мода: зачем современным ЖК нужны точки притяжения
Фото: архив 66.ru

Один из примеров такого маркета — рынок Меркаду да Рибейра в столице Португалии Лиссабоне. Он существует в городе с 1882 г. и за это время не раз реконструировался и расширялся. Своему второму рождению он обязан журналу TimeOut, который и превратил старый городской рынок в современный маркет. В 2014 г. здание, занимающее примерно 10 000 кв. м, отремонтировали, и сейчас здесь находится несколько десятков ресторанов и кафе. Здесь же проводятся различные мероприятия. «Крутое местечко, где можно быстро перекусить и заодно увидеть жизнь португальцев. Их неторопливость, любопытство и воспитанность», — такие отзывы пишут путешественники о Меркаду да Рибейра.

По мнению специалистов, сейчас в городе не хватает жилых комплексов с точками притяжения, подобными маркету в «Форум Сити».

Борис Демидов, архитектор:

Строительная мода: зачем современным ЖК нужны точки притяжения

— В Екатеринбурге, к сожалению, не так много новых жилых комплексов, при застройке которых учитывали прежнюю жизнь этого участка, какие-то исторические моменты или городские легенды. Скажем, элеватор в центре города — такое здание со своей историей вполне можно было бы превратить в современный объект. В соседнем Челябинске, кстати, так и сделали, но у нас — нет. В этом плане проект «Форум Сити» сразу вызывает симпатию.

При застройке центра города создавать такие точки притяжения просто необходимо, уверен архитектор. «Подобные якоря задают настроение и могут превратить просто жилье в городское пространство, интересное и жителям города, и его гостям», — подчеркивает Борис Демидов. Некоторые девелоперы, по его словам, прочувствовали эту тему. Архитектор отмечает еще один екатеринбургский проект, в котором также уделяется должное внимание якорю настроения — «Екатеринбург-Сити». Застройщик делает акцент на музыкальном кластере — филармония, современный концертный зал, площадки для выступлений. «Если задумку реализуют, комплекс получит свой «якорь настроения», который будет притягивать людей», — заключает архитектор.

Что же касается истории места, сохранить ее девелопер «Форум-Сити» рассчитывает не только с помощью маркета.

Мариана Лоф, основатель компании LEVS architects & planners (проектировщик «Форум Сити»:

Строительная мода: зачем современным ЖК нужны точки притяжения

— Мы анализировали градостроительную сетку Екатеринбурга. Изначально она была четкой и очень красивой, но со временем ее утратили. Новые здания стали появляться хаотично на свободных участках. Мы в бюро постарались восстановить профиль улиц. Чтобы сделать квартал более проходимым и прозрачным, открыли блок. Разнообразие высотных объемов дало нам вариативности в видовых характеристиках, а округлые здания — интересные планировки.

Строительная мода: зачем современным ЖК нужны точки притяжения
Фото: архив 66.ru

По задумке проектировщиков, в «Форум Сити» совместят два подхода к зонированию пространства: внутренние территории будут приватными, внешние (маркет, расположенная рядом галерея бутиков) — публичными. А еще должно быть некое «полуобщественное пространство» — открытое днем, но закрытое и охраняемое ночью.

Если девелоперу действительно удастся реализовать задуманное, это будет хорошим вариантом для других проектов — особенно в центральной части города, уверены специалисты. «Центр города всегда совмещает в себе два разнонаправленных потока — жители центральных кварталов, которые стремятся к приватности своих дворов, как и в любом другом районе города, и те, кто воспринимает центр как общественное пространство: ходит здесь на работу или приезжает погулять. Им закрытые дворы, конечно, мешают. Опыт застройщика, сумевшего оптимально соединить эти потоки, не причиняя неудобств ни одной стороне, поспешат использовать другие девелоперы, развивающие здесь свои проекты», — отмечают архитекторы.

Строительная мода: зачем современным ЖК нужны точки притяжения
Фото: архив 66.ru

Пока строительные работы на объекте находятся на начальном этапе, рассмотреть «Форум Сити» в подробностях можно на макете, а еще — в «Центре впечатлений». Всего в ЖК будет девять жилых домов — от 7 до 33 этажей. Все дома имеют неправильную форму. Это позволяет сформировать разнообразную геометрию двора.

Отмечают участники рынка недвижимости и еще одну особенность жилого комплекса, которую, по их мнению, в дальнейшем возьмут на вооружение другие застройщики: планировки «Форум Сити» будут свободными. «Раньше под свободными планировками понимали пространство без несущих стен внутри жилых помещений. Однако оно все равно было ограничено — колоннами, которые составляют конструктив здания. Архитекторы «Форум Сити» спроектировали дома таким образом, что никаких ограничений у жильцов действительно нет, они могут зонировать пространство как угодно. Этому стоит поучиться», — отметил один из застройщиков города.

Мы писали в одной из серий «Строительной моды», что сейчас девелоперы активно включились в изучение предпочтений покупателей и стараются проектировать и предлагать квартиры под нужды конкретной семьи. «Форум Сити» в этом плане сделал опережающий шаг: любую квартиру в «Форум Сити» можно переделать, скажем, для холостяка, для семейной пары, для семьи с одним ребенком, с двумя.

Строительная мода: зачем современным ЖК нужны точки притяжения
Фото: архив 66.RU

Из стационарных объектов в жилых помещениях — только санузлы и балконы. Да и то двери в них можно переносить так, как удобно будущим жильцам.

Сергей Воробьев:

— Мы довольно долго работали над этим комплексом, искали специалистов, которые смогут создать его таким, как нам бы хотелось. Остановились на компании Levs из Нидерландов. Голландские архитекторы перевернули наши взгляды на строительство. «Главное не архитектура, не локация, главное — люди, для которых вы строите: их привычки, их поведение, стиль жизни», — сказали они. И мы полностью поддерживаем такой подход.

Такой подход — когда в первую очередь при работе над проектом рассматривается стиль жизни жителей — сейчас демонстрируют в основном застройщики жилья высокого ценового сегмента. Но с течением времени эту идею можно будет увидеть и в комплексах эконом-класса, уверены участники рынка недвижимости.