Набережная Верх-Исетского пруда стала сегодня объектом внимания участников конкурса «Арх-идея — 2016», проходившего в Доме архитектора. Участники представили семь проектов развития этой территории. К сожалению, почти все они не были никак привязаны к строящемуся зданию яхт-клуба. А оно (тоже к сожалению) строится никак не привязанным ко всему окружающему его пространству.
Хотя окружает его достаточно интересная городская материя, которую горадминистрации давно пора было привести в надлежащий вид, но руки не доходили. В авральном режиме эксперты стали говорить об этом летом на городском Градостроительном совете. Вспомнили все, даже самые старинные идеи, как в Екатеринбурге, лишенном большого количества приятных водных пространств, открыть жителям еще одно из них, хотя бы здесь.
|
---|
О таком вот выходе к берегу от площади Субботников уже много лет ведет речь архитектурное сообщество Екатеринбурга. Этот вариант уже невозможен из-за начавшегося строительства яхт-клуба. Фото: архив 66.ru |
В городе, где планка общественных зон задана такой жемчужиной, как Ельцин-центр, пожалуй, стыдно опускаться ниже. И если следовать этой логике, то общественное пространство, находящееся между сгустком объектов культурного наследия Верх-Исетского завода, площадью Субботников с ее уникальными разнокультурными составляющими и водной гладью самого большого водоема, конечно, нуждается в новых идеях. Их и пытались сгенерировать участники архитектурного конкурса.
Молодые архитекторы, студенты, выпускники, аспиранты — заявиться на конкурс, проходивший в формате клаузуры, мог любой, кто знает это слово. Мы в редакции решили не называть имен (все равно они неизвестны большинству наших читателей), а просто рассказать, что предлагают креативные, мыслящие люди. Не буду тянуть вола за рога и сразу покажу вам работу победителя. Вот она:
Главное, что предлагает проект, — перенести на территорию Верх-Исетского завода те объекты культурного наследия, которые сегодня попадают в зону застройки «Екатеринбург-Сити». Это несколько деревянных одно- и двухэтажных домиков, которые могли бы в виде ансамбля сложиться в музей под открытым небом.
Еще одно воодушевляющее предложение — поставить у воды статую святой Екатерины. Причем это должна быть не просто статуя, а гигантская статуя, прямо Церетели-style (или, как говорят в Екатеринбурге про выдающиеся из городской застройки сооружения, «громада»). Правда, авторы не придумали, куда будет обращена покровительница города (в сторону города либо на воду), поэтому рабочий вариант — она будет вращаться. Но куда бы она ни побыла повернута, уверены архитекторы, посмотреть на нее будут стекаться все туристы, а у подножия постоянно будет тусоваться молодежь.
|
---|
За свою работу авторы получили вот такую награду. Это просто конкурс идей, так что вручать премии и жирные подряды никто не обещал. |
Второе место заняла идея, основанная на традиции выездных бракосочетаний. Авторы предложили построить на набережной дворец бракосочетаний, логичным продолжением которого стал бы гигантский пирс для чумовых селфи и ми-ми-мишных фотосессий. А по соседству предполагается развивать экстремальное направление развлечений: вейк-парк (пока такой есть только на водоеме у гостиницы «Рамада»), флайсерфинг (полеты над водой с помощь водяных башмаков) и тому подобные вещи.
В этом же проекте — парк с фонтаном, открытый амфитеатр и искусственный перепад высот, образовавшийся из-за того, что на нулевом уровне предполагается организовать крытый паркинг с уютными магазинчиками по углам.
Третье место занял не менее сумасшедший по размаху проект, который превращает существующую площадку Верх-Исетского завода в Музей Урала. Вокруг нескольких уцелевших заводских зданий, стоящих на государственной охране как объекты культурного наследия, организуется экскурсионный пешеходный маршрут со смотровыми площадками.
Остальные предложения конкурсантов — в фоторепортаже в конце материала. Конечно, это лишь наброски (а, что вам объяснять, вы ведь знаете, что такое клаузура!), но, как сказал главный художник Екатеринбурга Михаил Фогель, «непроросшие зерна в них все-таки есть».
Михаил Фогель, главный художник Екатеринбурга:
— Этим конкурсом мы заявляем тему. Идеи, которые мы почерпнем здесь, могут лечь в основу технического задания для конкурса более высокого уровня, а мы обязательно объявим его уже в этом году. Внимания к теме — вот чего мы добиваемся сейчас. Потому что то, как сейчас развивается, а точнее, стагнирует эта чрезвычайно важная для города территория, не устраивает нас категорически. Я уверен, нам удастся увязать существующую ситуацию с теми перспективами, которые, безусловно, есть у этого места. Здесь должно появиться качественное общественное пространство.
Напомним, городские власти обеспокоены тем, что освоение этой территории не проработано комплексно. В самой середине растет здание «Губернского яхт-клуба», после окончания строительства которого будет еще сложнее привести эту общегородскую зону в божеский вид.
К громкому конфликту вокруг стройки уже подключились надзорные органы, которым предстоит установить, нарушает ли яхт-клуб водоохранное законодательство. Город ищет любые зацепки, чтобы успеть увязать территорию с ведущейся стройкой, которая может убить последние шансы обустроить полноценный выход к водному пространству. Долгое время все идеи на этот счет находились где-то в хвосте приоритетов. Сейчас чиновникам не до шуток — архитектурный проект яхт-клуба решает лишь задачу построить в этом месте именно такой объект, и он не увязывается в общую градостроительную концепцию развития этого места.
А самое печальное — такой концепции просто не существует. Повесить ее разработку на бизнесмена чиновники не вправе. Поэтому руководитель яхт-клуба со спокойной совестью отказывается от любого диалога с Главархитектурой, а та, в свою очередь, пытается использовать любую зацепку, чтобы поставить строительство на паузу.
Фото: 66.ru; архив 66.ru