Попытки Екатеринбурга попасть на карту центров водных видов спорта начались в шестидесятых годах прошлого века, после создания парусной флотилии «Каравелла», с девяностых здесь проводилась парусная регата «Ява-Трофи».
Несколько лет назад один из учредителей фонда «Город без наркотиков» — вице-президент Всероссийской федерации парусного спорта и екатеринбургский организатор почти всех спортивных соревнований на воде Юрий Крюченков взял в аренду земельный участок с выходом на водохранилище для строительства яхт-клуба. Реальные контуры его задумка обрела зимой 2015 года, когда предприниматель учредил АО «Губернский яхт-клуб «Коматек» (сам Крюченков имеет долю в 45%, его сын Дмитрий владеет еще 45%, оставшиеся 10% контролируют областные структуры). Акционерное общество как раз создавалось для строительства комплекса.
В яхт-клубе предусмотрят очистительные сооружения для ливневой канализации, а в водоем запустят рыб: толстолобиков, карасей и карпов. На фото: Крюченков и Ройзман — старые знакомые. |
За год проектная и рабочая документация прошла государственную экспертизу, а в последний рабочий день 2015 года Крюченков получил в мэрии разрешение на строительство. В марте рабочие начали зачищать участок от старых построек (экскаватор снес кирпичную одноэтажку, где раньше размещались автошкола и предприятия торговли), прокладывать сети (уже подведено тепло, идут согласования по воде и электричеству) и возводить свайное поле основного здания — спортивно-оздоровительного комплекса.
Проект тормозит неуверенность чиновников мэрии в том, что набережную освободят от лишнего и отдадут пешеходам. |
На этом этапе у городских чиновников возникли вопросы. Дело в том, что к юбилею Екатеринбурга должен быть готов пешеходный коридор вдоль Исети, от Верх-Исетского пруда до парка Маяковского, и в мэрии опасаются, что арендатор закроет суднами и капитальными строениями проход по береговой линии.
Александр Якоб, сити-менеджер Екатеринбурга:
— Здесь водоохранная зона, поэтому действуют очень жесткие требования федерального законодательства. Кроме того, не должна быть нарушена концепция пешеходной доступности. Зона должна связать Верх-Исетский пляж с городским прудом, пройдя через заброшенную территорию металлургического завода.
Недопонимание между арендатором участка и чиновниками возникло, например, в отношении эллинга. Ангар, предназначенный для ремонта катеров и яхт, приближен к воде на расстояние менее 20 метров, как того требует закон.
По мнению Юрия Крюченкова, эллинг не является капитальным сооружением.
Юрий Крюченков, директор компании «Коматек»:
— В 20 метрах от воды нельзя строить капитальные сооружения, а остальные сооружения допускаются. Для этого есть специальные формулировки по базам-стоянкам. Те же пирсы и причалы тоже считаются сооружением. Когда мы оформляли документы, эти моменты были перепроверены на сто раз. Экспертиза никогда не выдала бы нам положительного заключения, если бы там что-то было нечисто.
Кстати, заморозить проект может отсутствие подписи чиновников в документе, формализующем отведение участка под базу-стоянку. Для создания места для хранения катеров обязательно постановление сити-менеджера, а последующий техосмотр выполняют сотрудники государственной инспекции по маломерным судам. Строительство причалов и пирсов, обустройство кранов и слипов, установка кнехтов и записи в восьми бортовых журналах — это все ждет визы Якоба. Без стоянки для плавсредств проект яхт-клуба вообще теряет смысл.
Полностью концепция развития визовского берега выглядит так. Как видно из эскиза, никакого ангара здесь нет. По всей видимости, именно такой вариант согласовали чиновники из горадминистрации. |
Впрочем, некоторые сотрудники мэрии не согласны с предложенной моделью и называют любые постановления сити-менеджера в этом вопросе незаконными.
Сергей Косенко, и.о. начальника Главархитектуры Екатеринбурга:
— Водоем находится в федеральной собственности. То, что сейчас происходит, называется созданием искусственного участка. Это должно осуществляться исключительно на аукционе. Аукцион организуют федералы. Любой выпуск постановления главы администрации незаконен. Никакое постановление здесь не нужно. Надо создавать общественное пространство, 20 метров — береговая полоса для людей. В водоохранной зоне не должно быть никаких сооружений.
Параллельно с вниманием чиновников из горадминистрации пошли жалобы от возмущенных местных жителей, у которых отбирают место отдыха. Проект яхт-клуба предусматривает переделку песочного пляжа в обустроенную набережную, замощенную бехатоном.
Берег визовского пруда укрепят и забетонируют. Горожане останутся еще без одного места приема солнечных ванн. Однако заказчики уверяют, что несколько шезлонгов и «грибочков» от солнца останется, но купаться там запретят. Зато можно сесть на бетон и свесить ноги в воду. |
Доминантой яхт-клуба станет административное здание, снаружи напоминающее корабль. В нем расположится валеологический центр с двумя спортзалами и кабинетом кинезиотерапии (методика лечения болей в спине и суставов без лекарств и операций), медицинский пункт. Первый этаж займет кафе, пункт проката и магазины спортинвентаря, а этажи со второго по четвертый — общежитие для яхтсменов и помещения Федерации парусного спорта.
В «Коматеке» уверены, что проект выйдет на окупаемость в течение десяти лет. |
Нос здания-корабля оборудуют в элитарную кают-компанию — по сути, лицо клуба, где можно будет пообщаться в неформальной обстановке. Предполагается, что там будут проводить торжественные мероприятия по случаю открытия или закрытия соревнований. Дресс-код — бабочки, сообщил Порталу 66.ru Юрий Крюченков. Внутри кают-компании сделают видеотеку и библиотеку с книгами об истории спорта на Среднем Урале.
Комментируя эскизный проект спортивно-оздоровительного комплекса, глава городской администрации выразил надежду, что заказчик выполнит его в точности как на бумаге.
Александр Якоб:
— Эскизный проект интересный, интересное архитектурное решение. Очень важно соблюдать требования к качеству отделки. Потому что так бывает в жизни: на эскизе выглядит хорошо, а на выходе — совсем по-другому. Надеюсь, что заказчик заинтересован в хорошей работе.
Чтобы как-то вырваться из замкнутого круга, во вторник, 31 мая, предпринимателя в своем кабинете ждет вице-мэр по строительству Алексей Белышев.
Юрий Крюченков:
— Люди, которые смотрят проекты и дают разрешение на строительство, — это не Якоб и не Белышев. Алексей Аркадьевич (Белышев, — прим. 66.ru) поэтому и назначил мне встречу, чтобы лично посмотреть проект. Я понесу все документы, которые у нас есть по причальным сооружениям, покажу ему постановление федеральных властей и областного правительства по формулировкам. Остальные вопросы с администрацией мы решили.
Бизнесмен уверен, что проект в итоге удастся согласовать, «ведь яхт-клуб станет украшением города». Он даже не рассчитывает на лоббистскую поддержку своего старого знакомого по «Городу без наркотиков» Евгения Ройзмана. «Мэр и так все видит, мне показалось, что проект ему понравился. Он еще раз повторил, что все должно быть в рамках градостроительных требований», — сказал Крюченков.
Юрий Крюченков считает, что база будет востребованной: «В городе наберется 160 человек, катающихся на яхтах». |
Строительство яхт-клуба «Коматек» обойдется в 300–350 млн рублей. Частные инвесторы получат долю в акционерном обществе. Юрий Крюченков сообщил, что инвестиции отобьются за десять лет, а зарабатывать клуб будет на сопутствующих услугах: ремонте катеров, продаже спортивного оборудования, общепите и сдаче номеров общежития. Яхтсменов пустят в водоем бесплатно.
«Если рассматривать весь яхт-клуб в процентном соотношении, то 20–30% мы сделали. Полностью все будет готово к маю 2017 года», — говорит Крюченков. После завершения срока аренды участка акционерное общество планирует продлить договор с МУГИСО или взять его в собственность.
Фото: проектная документация