На прошлой неделе органы местного самоуправления Екатеринбурга — администрация, Гордума и мэр — подали иск в Свердловский областной суд о признании недействующим закона об изъятии у города градостроительных полномочий.
Напомним, нововведение вступило в силу с 1 января, после того как в октябре прошлого года депутаты Законодательного собрания приняли соответствующий законопроект, а губернатор его подписал. Последние два представителя региональной власти и выступают в качестве ответчиков.
Юристы Группы правовых компаний ИНТЕЛЛЕКТ-С перелопатили 19 страниц искового заявления администрации Екатеринбурга и пришли к выводу, что основания для разбирательства есть, поскольку объективно, по закону, область явно вышла в данном случае за пределы своих полномочий.
Роман Речкин, старший партнер Группы правовых компаний ИНТЕЛЛЕКТ-С:
— Дело в том, что утверждение определенных нормативных актов, в том числе правил землепользования и застройки, генеральных планов и других, прямо отнесено законом об общих принципах организации местного самоуправления к вопросам местного значения. Кроме того, принципиальная проблема связана с тем, что часть изъятых у муниципалитета полномочий не может быть осуществлена в отрыве от иных землеустроительных вопросов, которые продолжает осуществлять муниципалитет.
В качестве примера юристы приводят вероятную ситуацию, когда область будет утверждать градостроительные планы на основе проектов межевания, утвержденных, в свою очередь, муниципалитетом.
Однако, по мнению сотрудников ИНТЕЛЛЕКТ-С, инициированное мэрией судебное разбирательство вряд ли увенчается успехом. Заявители оспаривают не столько областной, сколько федеральные законы 2014 года, которые дали право субъектам перераспределять полномочия.
Роман Речкин:
— Вместо конкретных доводов о несоответствии областного закона градостроительному и земельному законодательству на 19 листах — достаточно общие рассуждения о недопустимости умаления прав муниципалитета со ссылками на позиции Конституционного суда РФ и Европейскую хартию местного самоуправления. В таком виде административный иск представляет собой набор формальных доктринальных рассуждений, и по нашему мнению, перспектива его удовлетворения сомнительна.
По мнению юристов, основная загвоздка нововведения заключается в «указанных нормах федеральных законов, положения которых недостаточно конкретны и позволяют двоякое прочтение». Но их муниципалитет в своем иске почему-то не оспаривает, а аргументация органов МСУ слаба.
Прогноз экспертов: скорее всего, Свердловский областной суд констатирует, что факт отъема полномочий в регионе не противоречит Градостроительному кодексу РФ и статье федерального закона об общих принципах организации местного самоуправления.