По данным Уральской палаты недвижимости, с начала 2015 года стоимость квартир на вторичном рынке Екатеринбурга снизилась на 3%. Средний темп падения составляет сегодня порядка 0,2% в неделю.
Средняя по городу цена падала бы еще быстрее, но картину портят продавцы жилых площадей в центре города. Стоимость таких квадратных метров ровно полгода назад пробила планку в 100 000 рублей и с тех пор вертится вокруг этой отметки. Сегодня она составляет 100 883 рубля. Все остальные ценовые пояса, включая города-спутники, показывают уверенную отрицательную динамику.
73 932 рубля за квадратный метр — такова сегодня усредненная «хотелка» продавцов старых квартир. При этом объем предложения застыл на уровне 11 300 квартир и 1 760 комнат в коммуналках. Помимо небывало высокого объема предложения, и средний срок экспозиции увеличился до 5–6 месяцев, а нередки случаи, когда квартиры не продаются и в течение года.
Более того — как утверждают эксперты, на вторичном рынке идет серьезный торг. Любую цену, назначенную продавцом, могут сбить на несколько сотен тысяч рублей. В некоторых случаях дисконт доходит до 25–30%.
Николай Савин, президент центра недвижимости МАН:
— Цена фактической сделки не только не выросла, а даже где-то упала. Потому что нормой сейчас стал торг в среднем на 5–10%. А иногда люди просто говорят: дай скидку 25%, тогда купим. И тут уже кто кого пересидит — продавец или покупатель. Кому нужнее эта сделка. Более того — есть квартиры, заложенные в банке, с просроченной задолженностью. Они тоже продается с дисконтом до 20%. Таких немного, но сейчас и вообще не много сделок, так что в общей массе количества сделок эти квартиры имеют значение.
Лидер падения цен на недвижимость — четвертый ценовой пояс Екатеринбурга: минус полтора процента за последний месяц. Это отдаленные территории, в число которых входят такие жилые массивы как Веер, Верхнемакарово, Горный Щит, Изоплит, Исток, Калиновский, Кольцово, Медный, Нижне-Исетский, Палкино, Птицефабрика, Рудный, Садовый, Северка, Семь ключей, Чусовское озеро, Шабровский, Шарташ и Шувакиш. Средняя цена квадратного метра в этом кольце составляет 54 551 рубль. В остальных районах (кроме центрального) за последний месяц цена упала на 0,6–0,9%.
Ирина Зырянова, управляющий директор «Бюро недвижимости Зыряновой»:
— Эта коррекция цен настолько незначительна, что ее не стоит описывать термином «падение». На вторичном рынке недвижимости сегодня более 11 тысяч продавцов, каждый из которых выставляет цену исходя из собственных представлений о ней. Рынок сам вносит коррективы.
Интересно, что в статистике УПН есть еще группировка продаваемых объектов по типам домов — «хрущевки», «брежневки» и т.д. И здесь наглядно видно, что в Екатеринбурге дешевеют все квартиры, кроме тех, которые находятся в новых домах (т.н. «спецпроекты»). Они, наоборот, за месяц выросли в цене на 0,5%.
Ирина Зырянова:
— Это объясняется, во-первых, тем, что «хрущевок» и «брежневок» в принципе больше на рынке, а во-вторых, тем, что потенциальный спрос в принципе смещается в сторону других, более новых объектов. Потребитель тщательнее считает деньги и становится более разборчив в предложениях. Как следствие — старое жилье само собой теряет популярность, а следовательно, и стоимость его корректируется.
Еще один разрез статистики — по количеству комнат. И здесь единственный сегмент, который растет в цене — четырех-и-выше-комнатные квартиры. Прирост за месяц составил 0,5%, остальное жилье упало в цене на 0,4–0,9%.
Николай Савин:
— Мне сложно объяснить эту статистику. Но я могу судить о том, что происходит со сделками. Большие квартиры действительно иногда спрашивают и покупают. Но при покупке люди очень сильно торгуются. Статистика УПН отталкивается от цены предложения. В действительности же если люди приходят с деньгами, они торгуются. Если без — они получают рассрочку, зачет квартиры и т.д. обсуждаются любые варианты.
Рынок недвижимости ждет японский вариант-падение на 30-50 % и стагнация на долгие десятилетия.
Красиво попали те,кто в бетонометры деньги инвестировал-базовый актив дешевеет,стоимость аренды падает,содержание помещения растет.