16 мая 2014, 10:44

Грядки на обочине: ЕКАД порвал на лоскуты несколько садов

Трасса разделила садоводческое товарищество на Широкой Речке на две части. Участки, которые по проекту предполагается закатать в асфальт, были изъяты с нормальной компенсацией. Остальные — хоть бросай хозяйство.

Строительство Екатеринбургской кольцевой автодороги в очередной раз сдвинулось с мертвой точки. Уже вот-вот закатают в асфальт отрезок от Московского до Чусовского тракта. Дальше уже отсыпан щебень. Дальше идет грунтовка. И потом — просто просека, которая упирается в садовые товарищества.

В 2011 году свердловское правительство постановило изъять у собственников участки, которые попадают в зону строительства магистрали. Сейчас эта работа подходит к концу. Среди тех, кому пришлось расстаться со своим садом, нет недовольных компенсацией (есть только грустящие). По постановлению правительства изъято 177 земельных участков, в том числе через судебные процедуры (в тех случаях, когда кто-то был не согласен с размером компенсации) — именно они затянули процесс.

Отсыпанная скалой будущая дорога вплотную подошла к коллективным садам.

Для остальных садоводов стало неожиданностью, что о них никто не подумал. «Отселение» коснулось лишь примерно четверти участков в семи садоводческих товариществах: «Электрон», «Машиностроитель-4», «Голубой огонек», «Всходы», «Завода ЭМА №1», «Надежда» и «Заречный». И ни один из коллективных садов при этом не прекращает существование полностью.

Участки земли под дорогу изымались в семи садовых товариществах.

Однако как существовать дальше — непонятно.

Лидия Фарленко, владелец садового участка в СНТ «Машиностроитель-4»:

— Дорога разделит наш сад на две части. Вот, смотрите, ленточками отмечено, где будет граница. В северной части остается порядка десяти участков, в южной — несколько десятков. А между ними — скоростная трасса с зеленой полосой.

В рабочий день в мае в садах пусто — сторож, собаки, да, наверное, клещи. Мы идем по улице, не стесняясь заходить на чужие участки. Место здесь тихое, но скоро все изменится. Сперва «уцелевшим» садоводам придется пожить на стройке, а затем — на пыльной автостраде. Конечно, вести садоводство здесь будет уже нельзя. Ну кто будет есть морковь с обочины?

Это самый добротный домик в коллективном саду «Машиностроитель-4». Под снос. А жаль.

Садоводам, у которых на участке оказались крупные деревья, повезло на несколько десятков тысяч рублей больше.

Некоторые участки выглядят как после эвакуации — их владельцы, получив компенсацию, и не подумали заехать за вещами после зимы. Другие, наоборот, ухожены. Самый высокий в «Машиностроителе-4» дом оказался ровно посередине будущей трассы. На участке все очень складно и ухожено, есть даже баскетбольная площадка.

Кое-кто из садоводов, получивших компенсацию, уже прикупил участок на новом месте.

В рабочий день в мае здесь все закрыто на клюшку.

Даже сложно представить, что вся эта благодать пойдет под ковш, будет засыпана скалой и закатана в асфальт. Без всяких эмоций со стороны дорожных строителей. А оставшиеся садоводы будут вспоминать, как еще недавно ходили к соседям за солью.

Каждый обихаживает свое место отдыха по-своему.

Однако пока никто из садоводов покидать насиженные места не собирается. Что называется, ждут у моря погоды. По сути ценность сейчас представляет только земля под их постройками и грядками. Выхода из такой ситуации не видят даже профессиональные юристы.

Василий Сосновский, партнер юридической компании «Генезис»:

— Следует обратить внимание на требования законодательства к удаленности автодороги от расположения СНТ и другие обстоятельства, которые могут ухудшать или наносить вред, быть небезопасными для садоводов. В случае наличия таковых или факта принятия незаконного решения общего собрания членов СНТ о разделе земельного участка необходимо обращаться в суд, а также в органы прокуратуры.

Пока садоводы написали коллективное письмо министру МУГИСО Алексею Пьянкову. Спрашивают, как им быть. В министерстве говорят, что отправили ответ месяц назад, так что осталось только подождать, пока сработает молниеносная государственная Пешеходная Почта России.

Фото: Дмитрий Горчаков, 66.ru